Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л»

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах, тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов

Оборудование: Иллюстрации в названиях, которых встречается звук Л (лампа, молоток, стол)

Касса букв, слоговая таблица

Непосредственно – организованная деятельность:

Чтение слогов по слоговой таблице

Д.у. «Найди слово и проверь себя»

Д.У. «Раскрась картинку и найди все слова со звуком Л»

Д.У. «Изобрази букву»

Составление слогов по разрезной азбуке большого формата

Ход занятия:

I. Знакомство со звуком Л (Л’)

1. Артикуляционная гимнастика

Скороговорка

Пошел Игнат

Лопаты покупать.

Купил Игнат

Пяток лопат.

Какой звук слышится чаще всего? (Л)

Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим. (дети берут зеркала и определяют как произносится это звук)

При произношении звука Л язык упирается в верхние зубы или десны. Язык нам помогает произнести этот звук. Раз язык помогает нам произносить этот, к какой группе мы отнесем его? (Это согласный звук)

Вывешивается буква Л л и картинка на звук, обозначающий букву Л

2. Определение место звука в словах

Сейчас давайте вспомним и назовем слова, где встречается этот звук, в начале, середине, конце слова. (дети приводят свои примеры, где есть звук Л (Л’)) – (раздаточный материал «Слова на звук Л»)

Начало: Лампа, лодка, луна, лыжи, лиса, лук, лев, лопата и т.д.

Середина: молоток, белка, полка, павлин, апельсин, молния, пальто, цыпленок и т.д.

Конец: стол, стул, пол, пенал, дятел, бинокль, самосвал и т.д.

3. Знакомство с буквой Л.

Мы назвали много в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

На что похожа?

Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?

4. Схема слова.

В каких именах встречается этот звук? (Луша, Лена, Люба, Лёня)

Есть имя девочки Луша. Давайте определим сколько слогов в этом имени? (два, как определить сколько слогов)

Зарисуем схему слова, один на доске, остальные в рабочих тетрадях.

5. Составление предложения с данным словом (Луша)

Сейчас придумаем предложение со словом Луша

(Дети высказывают свои предложения)

II. Чтение слогов

1. Работа с кассой букв

Открываем кассы букв, поселим в кассу еще одну букву Лл. теперь попробуем составить слоги. Какие бывают слоги? (прямые и обратные, первый ряд детей составляет прямые слоги, второй ряд - обратные).

Прямые слоги: ЛА; ЛО; ЛУ

Обратные слоги: АЛ; ОЛ; УЛ

2. Чтение слоговой таблицы

Чтение слоговой таблицы(сначала читаем слоги, составляем из слогов слово, зарисовываем схему полученного слова)
МА УШ
ЛУ ША
ШУ ЛА

Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.

3. Схема предложения

Маша ушла.

Мы с вами составили предложение. МАША УШЛА. (На заранее приготовленном листе написано, возможно написать на доске)

Сколько слов в предложении получилось? (Два) Какое первое? Второе?

Что должно стоит в конце предложения? (точка)

В предложении два слова в конце предложения стоит точка. Сейчас мы с вами зарисуем схему этого предложения.


Вводится понятие схема предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово обозначается горизонтальной чертой, в конце предложения ставится точка. Она обозначает, что мысль закончена.

III. Итог ННОД

Как называется звук, с которым мы познакомились? Какой он? Приведите примеры слов с этим звуком?

- (обратить внимание детей на схему слова) Что обозначает схема? Придумайте мне слова, которые состоят из двух слов (согласно схеме).

- (обратить внимание на схему предложения) Что обозначается такой схемой? (предложение). Приведите примеры предложений по схеме.

IV . Работа с родителями.

Докрасить картинку с предметами на звук Л.

Составление схемы предложение.


(подчеркните все буквы Л, составьте схему предложения)

Лариса Комиссарова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

Тема : «Звук и буква «Л» .

Цель :

Познакомить детей со звуком «Л» , как согласным звуком , его условным обозначением – синий квадрат.

Задачи :

1. Продолжать учить детей соотносить схему слова с названием нарисованного предмета, обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат.

3. Закреплять у детей умение интонационно выделять звук «Л» в слове.

4. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа , фонематического слуха у детей, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу.

5. Развивать тонкую моторику кистей рук, через пальчиковые и графические упражнения.

6. Воспитывать в детях чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.

Средства :

Материал к занятию :

Демонстрационный материал :

* Игрушка – Тётушка Сова;

* Буква «Л» ;

* Картинки к чистотоворкам со вставными персонажами на липучках.

* Предметные картинки со звуком «Л» ;

* Дидактическое пособие к игре «Теремок» ;

* Картинка «Бегущие звуки » (образование слогов) ;

* Шуточное изображение буквы «Л»

* Буква «Л» - пальчиковая азбука.

Раздаточный материал :

* Слоговые домики;

* Синие карандаши.

Предварительная работа :

* Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах : «Поймай звук » , «Теремок» , «Хлопни, топни» ;

* Дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове : «Предмет, схема» , «Подскажи словечко» ;

* Графические упражнения;

* Пальчиковая гимнастика.

Ход деятельности

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии Подготовки к обучению грамоте , мы познакомимся со звуком «Л» , его условным обозначением на схеме слова, с печатным написанием буквы «Л» , продолжим учиться определять место звука «Л» в слове, а самое главное начнём учиться составлять и читать слоги. И ещё спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие снова прилетела тетушка Сова. Вы готовы её встретить?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда садитесь поудобнее и ждите. Она уже совсем близко.

Тётушка Сова : (озвучивает воспитатель) Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте, тётушка Сова!

Тётушка Сова : Узнала я, что вы сегодня будете знакомиться с новой буквой , и принесла вам на занятие много увлекательных игровых заданий. Сейчас я отдам мою папку воспитателю, а сама, с вашего позволения, понаблюдаю за вами со стороны, устала я немного, длительный был перелёт.

Воспитатель берёт папку, сажает Тётушку Сову на удобное место.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам предлагаю маленькую разминку, которая поможет нам перейти к знакомству с новым звуком называется она : «Закончи чистоговорку» . Я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по звучанию слово и размещаете его на картинке.

Вокруг зелёной ёлки бродили злые ….

Дети : Волки.

Воспитатель : В этот маленький лесок покатился…

Дети : Колобок.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель : Ночь прохладна и темна, на небе яркая…

Дети : Луна.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель : Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук , который я выделю голосом : воЛки, коЛобок, Луна.

Ребёнок : Вы выделили звук «Л» .

Воспитатель : Ребята, давайте теперь повторим названные слова, выделяя их интонацией.

Дети называют слова : воЛки, коЛобок, Луна.

Воспитатель : Вова, какой звук слышится в каждом слове?

Вова : В каждом слове слышится звук «Л» .

Воспитатель : Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть так же как гласный? Л-Л-Л-Л.

Ребёнок : Нет. Звук встречает препятствие.

Воспитатель : Какое?

Ребёнок : Это препятствие зубы.

Воспитатель : Правильно. При произношении звук «Л» встречает на своём пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки ?

Ребёнок : Эти звуки называются согласными.

Воспитатель : Правильно. Гриша, какие звуки называются согласными?

Гриша : Которые встречают во рту преграду на своём пути.

Воспитатель : Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведём игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «Л» .

Дети : Ложка. Вилка. Велосипед. Ёлка.

Воспитатель : Какой звук слышится в каждом слове?

Ребёнок : В каждом слове слышится звук «Л» .

Воспитатель : К каким звукам относится этот звук ?

Ребёнок : Этот звук относится к согласным звукам .

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Схема слова.

Воспитатель : Правильно. А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме?

Ребёнок : Синий квадрат - это условное обозначение согласных звуков .

Воспитатель : А что мы делаем на схеме с их помощью?

Дети : Обозначаем на схеме место согласного звука в слове .

Воспитатель накладывает синий квадрат на схему.

Воспитатель : Тётушка Сова, я думаю, пришло время поиграть с ребятами, ты уже успела отдохнуть?

Тётушка Сова : Да, только я что-то прослушала, с каким вы звуком познакомились .

Воспитатель : Ребята, кто громко назовёт звук , с которым мы познакомились.

Ребёнок : «Л-Л-Л» .

Тётушка Сова : Что же вы так кричите, нельзя ли потише?

Воспитатель : Ребята, давайте в полтона произнесём звук «Л» .

Дети : тихо - «Л-Л-Л» .

Тётушка Сова : Хорошо. Первая моя игра называется : «Теремок» . Вам нужно назвать картинки и поместить их в домики-схемы, тем самым определяя место звука «Л» в слове.

Дети по желанию выходят к Теремку, называют слово, выделяя интонационно звук «Л» , ставят синий квадрат, обозначая на схеме его местонахождение.

Работу детей у доски воспитатель сопровождает уточняющими вопросами :

Воспитатель : Где в слове Лошадь находится звук «Л» ?

Ребёнок : В слове Лошадь звук «Л» находится в начале.

Воспитатель : Где находится звук «Л» в слове беЛка?

Ребёнок : В слове беЛка звук «Л» находится в середине.

Воспитатель : Где в слове дятеЛ находится звук «Л» ?

Ребёнок : В слове дятеЛ звук «Л» находится в конце.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Провожу физкультминутку с детьми.

Лошадь по полю скакала

Вот так, вот так!

Белка шишки собирала

Вот так, вот так!

Дятел высоко летал

Вот так, вот так

Больное дерево искал

Вот так, вот так!

Воспитатель : Тётушка Сова, а сейчас мы с ребятами будем учиться составлять и читать слоги.

Воспитатель привлекает внимание детей к демонстрационному листу с изображёнными гласными звуками А ,О,У,Ы,Э, бегущим по дорожкам навстречу к согласному звуку «Л» .

Воспитатель : Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков , образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «Л» , чтобы образовать с ним новые слоги.

Послушайте, что из этого получается.

Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге . АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.

Предлагает детям повторить группами сначала девочкам , затем мальчикам.

Тётушка Сова : Ребята, как хорошо у вас, получается, читать слоги. А вот я вам предлагаю выполнить ещё одно игровое задание «Слоговой домик» называется. Вам нужно заселить звук «Л» на каждый этаж, а сделаете вы это способом написания печатной буквы «Л» , в каждом окошке, а затем прочитаете что получилось. Ведь звуки мы слышим , а пишем мы с помощью букв .

Воспитатель : Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе . Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики» :

Этот пальчик маленький –

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик – замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся –

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.

В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как можно с помощью пальцев изобразить букву «Л» .

Показываю изображение буквы «Л» , объясняя выполнение. 1. Ладоши обеих рук направлены вверх; 2. Одноимёнными пальцами (кроме больших) соединяются друг с другом подушечками; 3. Большие пальцы прижаты к указательным.

Дети упражняются в изображении буквы «Л» пальчиковой азбуки.

Воспитатель : Теперь можно приступать к письму, я покажу вам, как писать печатную букву «Л» , а вы внимательно следите за моей рукой.

Под негромкую спокойную музыку дети пишут букву «Л» в каждой клетке.

Тётушка Сова : А теперь давайте попробуем прочитать, что у нас получилось.

Воспитатель : Ребята, представьте, что звук «Л» не хочет выпускать гласные звуки изо рта , в результате сначала звучит согласный звук «Л» и вместе с ним гласный звук «А» , звуки как будто сливаются , образуя слог «Л-Л-Л-А-А-А» . Послушайте! Л-Л-Л-А-А-А, Л-Л-Л-О-О-О, Л-Л-Л-У-У-У, Л-Л-Л-Ы-Ы-Ы, Л-Л-Л-Э-Э-Э.

После хорового чтения слогов, проводятся 2-3 индивидуальных упражнения.

Воспитатель : На что похожа буква «Л» ?

Дети : На крышу дома. На угол…

Воспитатель : Послушайте шуточное стихотворение о букве «Л» (показываю картинку) .

Клоун в цирке так хорош,

Он на букву «Л» похож.

Тётушка Сова : Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?

Дети : Со звуком «Л» .

Тётушка Сова : Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л» ?

Дети : Звук мы слышим , а букву пишем .

Тётушка Сова : Что вы можете сказать о звуке «Л» ?

Дети : Это согласный звук . Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками . Его можно написать с помощью буквы «Л» .

Воспитатель : Ребята, какие вам понравились игры?

Дети : «Теремок» . «Слоговой домик» . Игра с пальцами.

Тётушка Сова : В знак благодарности за вашу активную работу дарю вам этот Теремок, и каждому из вас зажигаю зелёный свет на светофоре знаний. А это значит, что вы всё сегодня делали как?

Дети : Правильно!

Воспитатель : Давайте мы поблагодарим нашу лесную гостью.

Дети говорят спасибо и прощаются с тётушкой Совой. Сова прощается и улетает.

Г. Изобильный Ставропольского края МБДОУ ИМР СК «Детский сад №14»

Цель:

  • Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.
  • Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].
  • Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления по моделям. Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать направленное внимание детей к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
  • Закреплять навыки словообразования.
  • Воспитывать волевые качества: усидчивость, выдержку.

Материал: Модели звуков, модели слов, набор букв, карта Звуколесья, полянки, фишки, картинки, тетради, карандаши.

Ход занятия.

Ребята вы хотите отправиться в волшебную страну «Звуколесье» за новым звуком? (да). Но чтобы добраться туда нужно выполнить задания. А поможет нам в этом карта Звуковичков. Вы готовы? (да). Тогда в путь.

1. Задание.

Какие вы знаете звуки речи? (гласные, согласные). Назовите их. (дети называют сначала гласные потом согласные).

2. Задание.

Назовите звук по модели. (Логопед показывает модель звука, дети показывают и называют соответствующую букву)

3. Задание.

Назовите первый звук в слове (лама, лак, лук, лужа, лыжи, ласточка…). Вы догадались за каким звуком мы идем в Звуколесье? (да, за звуком Л)

4. Задание.

Нужно четко произнести чистоговорку:

Ла - ла - ла - прилетела к нам пчела;

Ло - ло - ло - на горе стоит село;

Лу - лу - лу - мы увидели пчелу;

Лы - лы - лы - дети сели за столы.

5. Задание.

Пальчиковая гимнастика «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха - мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею - медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно.

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

Молодцы. Вы выполнили все задания и добрались до замка Звуколесья. Знакомьтесь с моделью звука [Л] (Логопед показывает модель артикуляции звука [Л] и показывает букву).

6. Задание.

Звуковой анализ слова ЛУК у доски. (за столами дети с помощью моделей выкладывают слово, закрепляют начертания слова ЛУК в тетради).

7. Задание.

К каждому из вас есть задание загадка.

Прочитайте по модели какое зашифровано слово?

(шар, маг, сам, сом, ком, рак, …).

Молодцы ребята! Вы выполнили все задания и добрались до страны Звуколесье. Познакомились с моделью и буквой Л.

Задание на дом. Придумать слова со звуком [Л], написать модели слов: лук, лак.

    Ещё по данной теме:

Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук-Л, буква-Л»

(подготовительная группа)

Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Познакомить с буквой и со звуком Л, л;

Автоматизировать правильное произнесение [Л];

Формирование умения определять местоположение звука в слове;

Формирование правильной звуковой культуры речи;

Развивать связную речь; внимание, память;

Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приёмов.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), слайдовая презентация, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями

Ход НОД:

Организационный момент:

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на экран и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать. (На экране Лунтик.)

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Подготовительная работа:

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики» : делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Н, вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.)

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу? Стая пиявок.

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это? Жаба Клава.

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Выкладывают из камушек букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатайте в блокнотах печатную букву Л. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Печатают в блокнотах букву Л.

Физкультминутка «Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог НОД:

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой Л

Какая это буква? Она согласная и звонкая.

На что она похожа?