Л и божович считает что. Божович Л

Основа теории психического развития личности по Л. И. Божович

Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия как «социальная ситуация развития» и «новообразования».

В ССР Л. И. Божович выделяет:

  1. Внутренние процессы развития,
  2. Внешние условия.

В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

  1. Центральное новообразование,
  2. Потребности.

Периодизация психического развития

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенчество. Основные характеристики :
  • Беспомощность,
  • Опосредованная взрослыми деятельность.

Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления.

  • Кризис 1-го года жизни.
  • Раннее детство. Основные характеристики:
    • Самостоятельность ребенка,
    • Другие требования со стороны взрослых.

    Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.

  • Кризис 3-го года жизни.
  • Дошкольное детство. Основное новообразование – появление внутренней позиции.
  • Кризис 7-ми лет.
  • Младшее школьное детство. Основные характеристики возраста:
    • Осознание собственного социального «Я»,
    • Появление новой системы требований со стороны взрослых.

    Основное новообразование – позиция школьника.

  • Кризис подросткового возраста.
    • 12 – 14 лет. Основные характеристики возраста:
    1. Эмансипация от взрослых,
    2. Переход в средние классы.
    3. Основное новообразование – появление целеполагания.

  • 15 – 17 лет. Основная характеристика возраста – определение места в жизни. Основное новообразование – качественно новая жизненная перспектива.
  • Исследования Л. И. Божович

    Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников. Основные их аспекты видны на рисунках 1 и 2.

    Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.

    Рисунок 1. «ССР младшего школьника»

    Рисунок 2. «Динамика социальных мотивов школьников»

    Проблема развития личности. Здесь Л. И. Божович исходит из тезиса о том, что:

    Цитата

    «психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики... об этом приходится специально говорить, - писала она, - потому что до сих пор встречаются попытки вывести и возрастные, и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни».

    Также существует подход С. Л. Рубинштейна о влиянии внешнего через внутреннее.

    Но Л.И. Божович утверждала, что «…даже С.Л. Рубинштейн, который так много места уделил вопросу об активности сознания человека, - отмечала она, - в конкретно-историческом плане не признает решающую роль в человеческом поведении раз возникших психологических образований... Хотя без этого, как нам кажется, нельзя ни понять, ни изучать психологию личности...». И далее: «И сейчас еще можно встретить среди психологов и педагогов забвение того несомненного положения, что психическое развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается».

    Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет:

    Цитата

    «Нам кажется, что А.Н. Леонтьев грешит против самого себя, когда в своих дальнейших рассуждениях и исследованиях отбрасывает понятие «позиция» и возвращается к гораздо более общим и психологически неопределенным понятиям «сама жизнь», «реальные процессы жизни», «деятельность ребенка».

    Культурно-историческая психология (2006. № 3. С. 101-113)

    Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) (ч. 2, 3) 1107

    Другие публикации автора

    1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
    2. Божович Л.И. Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня//Советская педагогика. 1937. № 5-6. 3.
    3. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М., 1966. 4.
    4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 5.
    5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 6.
    6. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. №5.
    7. Божович Л.И. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования // М. – Воронеж, 2002, 288 с.
    8. Божович Л.И. Психология умственно отсталого школьника // Вопросы психологии. 1980. №1

    Биография

    Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Л. С. Выготского. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Л. С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. – в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

    В недавно изданном вузовском учебнике «История детской психологии» (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 30 лет назад. Однако по сей день студенты, получающие фундаментальное психологическое образование, штудируют эту монографию как непревзойденный научный труд, вошедший в золотой фонд отечественной психологии. И автор этой книги по праву принадлежит к плеяде выдающихся российских психологов, достойных гораздо большего, чем лаконичное упоминание в учебнике.

    Лидия Ильинична Божович родилась в Курске, но практически всю жизнь провела в Москве, куда в конце 20-х годов приехала поступать во 2-й МГУ. Ее верный друг и коллега Лия Соломоновна Славина вспоминала: «Еще на вступительных экзаменах я увидела девушку, которая мне очень понравилась, и я узнала, что она не москвичка и ей негде жить. Я пришла домой и спросила у мамы: «Можно она будет жить у нас?» С тех пор мы не расставались.» (В стесненных бытовых условиях Божович прожила всю жизнь, ее последним домом была комната в коммунальной квартире на Преображенке.)

    Именно во 2-м МГУ Божович повстречалась с Л.С. Выготским, который там преподавал. Эта встреча определила всю ее дальнейшую научную, а во многом и личную судьбу. Студенткой она слушала лекции Выготского вместе с А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной (все они стали впоследствии выдающимися психологами и своим тесным сотрудничеством заслужили в московском психологическом арго прозвание Пятерки).

    Под руководством Выготского она выполнила дипломную работу, посвященную подражанию. О тех годах ностальгически вспоминал А.Р. Лурия в одном из своих выступлений: «Помню, поехали мы в Серебряный Бор. Взяли две лодки. Я сел с Лилей (Л.С. Славина ), Леша (А.Н. Леонтьев ) - с Лидой (Л.И. Божович ). Мы поплыли и заспорили о культурно-исторической концепции…» Такие были времена, когда будущие светила звали друга по именам и даже часы досуга посвящали обсуждению дела своей жизни.

    Выготский умер в 1934 году, а вскоре разразился педологический погром. Как верную ученицу Выготского Божович уволили из Института психологии. Тогдашний директор Григорьев швырнул ей в лицо план годовой работы и выкрикнул «страшное обвинение»: «Этот план пахнет Выготским!» Со словами: «Вы и понятия не имеете, как пахнет Выготский», - Божович забрала план и закрыла за собой дверь. В институт она вернулась только в 1948 году.


    Божович всегда подчеркивала, что личность характеризует активная, а не реактивная форма поведения, устойчивость и внутренняя свобода. Такой личностью она и была сама.

    Например, известно, что в пору репрессий ее однажды забрали на Лубянку прямо от новогодней елки, которую она наряжала с маленьким сыном. Правда, украшение елки - этот «старорежимный пережиток» - уже было милостиво дозволено народу властями. Теперь, чтобы кого-то уничтожить, требовался повод посерьезнее. Такой повод и искали «слуги народа», настойчиво склоняя Лидию Ильиничну к написанию доноса на коллег. Уговаривали сначала вкрадчиво, в чинном кабинете, потом грубо, в полутемном подвале. Несмотря на реальность угрозы никогда больше не увидеть сына, доносчицей она не стала.

    Божович создала собственную оригинальную концепцию личности, основанную на культурно-исторической теории Выготского. Основу ее концепции составляют представления об активности и свободе личности.

    Полное определение, которое дано ею в монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте», поистине заслуживает того, чтобы его почаще вдумчиво перечитывать:

    Личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем. Что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность. Человек на этом уровне своего развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

    Сама Божович, безусловно, являлась личностью, отвечающей всем тем критериям, которые выдвинула. Она, в полном соответствии со своей теорией, была свободна как от обстоятельств, так и от собственных привычек. Например, она была заядлой курильщицей, курила помногу с юных лет очень крепкие папиросы. Но когда ее мужу по состоянию здоровья надо было отказаться от курения, она бросила курить вместе с ним в один день и никогда больше не выкурила ни одной папиросы. (Это невольно наводит на мысль о причинах низкой эффективности разнообразных методов борьбы с курением. Не методы плохи, а личности редки!)

    Божович не была кабинетным ученым. Она любила повторять: «Психология - наука конкретная». Хотя ее мировоззрение и представления о личности по существу противоречили тем, которые культивировались тоталитарным обществом, она, оставаясь беспартийной, не занимала диссидентскую позицию противостояния обществу, а стремилась по мере сил содействовать гуманизации этого общества.

    Проводившиеся в ее лаборатории экспериментальные исследования (тридцать лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии) находили практический выход в работе с воспитанниками суворовских училищ, школ-интернатов, школ для трудных подростков и др.

    Ее интересовали живые реалии современной школы. В период хрущевской «оттепели» Божович совместно с Т.Е. Конниковой пыталась по-новому взглянуть на проблемы пионерской организации, воспитания коллективизма, внося в них гуманистическое содержание. Коллективизм в ее понимании выступал как альтруизм, проявление доброты, сочувствия, сопереживания (именно в ее лаборатории в лексикон отечественной психологии было введено понятие «эмпатия»).

    Идеи манипулирования ребенком, даже во имя самых благородных целей, были глубоко чужды школе Божович. Так, она подвергла резкой критике книгу Б.Т. Лихачева «теория коммунистического воспитания», где ребенок выступал именно как объект психолого-педагогических манипуляций, включающих и воздействие на его подсознание (эта «несвоевременная» рецензия так и не была опубликована).

    Сотрудниками лаборатории Божович под ее руководством за 30 лет выполнено большое число научных работ - это и исследования качеств и их формирования, и работы по проблемам мотивации: широкомасштабные исследования, связанные с мотивами учения советских школьников, доминированием мотивов и направленности личности. Новаторским было изучение самосознания и самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности. Особое внимание Божович придавала исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

    Спустя несколько лет после выхода ее монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Лидия Ильинична получила письмо от известного литературоведа и критика Юрия Карякина, с которым она не была знакома, и вместе с письмом только что вышедшую его книгу «Самообман Раскольникова». В письме Карякин выражал свое восхищение работой Божович и писал, что, к сожалению, слишком поздно познакомился с ее книгой, в которой он нашел научное выражение собственных идей о личности, борьбе мотивов, роли идеалов и нравственности в жизни человека.

    Однако позиция Божович далеко не всеми принималась и разделялась. Очень резкой критике подверглась сама идея экспериментального изучения личности, оценивавшаяся как уступка буржуазным влияниям. Характерно заявление В.А. Крутецкого, бывшего в ту пору заместителем директора института, на одном из ученых советов: «Я не позволю ставить советским детям зарубежные градусники!»

    Психологу нового поколения требуется немалое воображение, чтобы представить обстановку, в которой на протяжении всей жизни трудилась Лидия Ильинична Божович, да еще в такой идеологизированной области, как психология личности. Все установки казенных идеологов, вся их нетерпимость к «чуждым» влияниям воплощались в этой сфере с наибольшей силой. Сейчас даже трудно вообразить, какой смелостью было включение в экспериментальные исследования и в научные тексты идей Фрейда, Роджерса, Хорни и др. Ей же казалось нормальным, что исследования могут вдохновляться разными теоретическими и методическими идеями, питаться из разных источников.

    Так, работы по устойчивости личности имели два очевидных источника. С одной стороны, это был совместный проект с американским психологом У. Бронфенбреннером, в котором использовался предложенный им метод сравнительного изучения податливости детей влиянию взрослых и сверстников при решении моральных коллизий (сама Божович внесла в этот проект возрастной подход, что позволило дать совершенно новую трактовку всем полученным данным). С другой - это некоторые американские работы по конформизму. В работе аспиранта Божович Я.Л. Коломинского впервые в отечественной психологии были проведены впоследствии широко распространившиеся социометрические исследования с использованием методики Дж. Морено.

    Но сколь бы разнообразными ни были по материалу, методам исследования и даже по стартовым теоретическим основаниям все эти работы, они никогда не являлись заимствованием или погоней за модой. Хороший экспериментальный прием брался как способ проверки и разработки собственных идей. И каждое эмпирическое исследование Божович и ее школы становилось шагом к созданию собственной теории личности. Вне сомнения, потенциал этой теории еще далеко не исчерпан.

    психологи

    ОТЕЧЕСТВА

    ИЗБРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ в 70-ти томах

    Главный редактор Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙН

    Члены редакционной коллегии:

    А. Г. Асмолов А.А. Бодалев С. К. Бондырева А.В. Брушлинский В.П.Зинченко Л.П. Кезина Е.А. Климов О.А. Конопкин А.М. Матюшкин А. И. Подольский В.В. Рубцов В.Д. Шадриков М.Г. Ярошевский

    Москва - Воронеж 1997

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Л.И. БОЖОВИЧ

    ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

    личности

    Избранные психологические труды

    Издание 2-е, стереотипное

    Под редакцией Д. И. Фельдштейна

    Москва - Воронеж 1997

    ББК 88.1 Б76

    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Московского психолого-социального института

    Рецензент:

    Член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, доктор психологических наук, профессор И. В. Дубровина

    Божович Л.И.

    Б76 Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче­ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

    В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основ­ные ее работы по психологическим закономерностям и этапам развития лич­ности, мотивации поведения детей и др.

    Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

    ISBN 5-89395-048-6

    © Издательство «Институт практической

    психологии», 1995. © НПО «МОДЭК». Оформление, 1995.

    О л. И. Божович -ученом и человеке

    Лидия Ильинична Божович (1908-1981) - выдающий­ся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный чело­век - при жизни не была избалована официальным при­знанием. Однако среди отечественных и зарубежных пси­хологов она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор, автор общепризнанных фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания растущих людей.

    Родилась Лидия Ильинична в 1908 г. в г. Курске.

    Социальная ситуация ее развития как психолога скла­дывалась исключительно благоприятно. Так, еще будучи студенткой 2-го Московского университета (в настоящее время Государственный педагогический университет), Л.И. Божович выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания под руководст­вом Л.С. Выготского. Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Ле­виной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского, сохранив тесную связь с Великим учителем не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его пози­ции и принципы, развивая его идеи. Знаменательно, что последняя работа Л.И. Божович была посвящена памяти Л.С. Выготского. Такое «неслучайное» случайное совпаде­ние, - как справедливо заметила редакция журнала «Воп­росы психологии» (1988. №5, с. 108) - это закономерный итог жизни ученого».

    Известно, что великие учителя среди многочисленных своих учеников обязательно оставляют потомкам больших ученых, которые, выступая своеобразным связующим зве­ном между прошлым и будущим науки, не дают угаснут в живой мысли, развивая, углубляя, иногда подвергая со­мнению, или отвергая, но всегда включая ее в решение самых актуальных современных проблем. Так создается преемственность в науке. Вот одним из таких больших ученых и стала ученица Л.С. Выготского - Лидия Ильи­нична Божович.

    Окончив Университет, Л.И. Божович работала завучем в психоневрологической школе-санатории, а затем, с 1931 г., в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л.С. Выготский.

    С этого времени в течение полувека Лидия Ильинична вела систематическую научно-исследовательскую и пре­подавательскую работу в области детской возрастной и пе­дагогической психологии, психологии личности.

    Уже в начале 30-х годов Л.И. Божович совместно с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем и П.И. Зинченко начала исследовательский поиск в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.

    Дружба с молодым А.Н. Леонтьевым, как вспоминала сама Лидия Ильинична, во многом способствовала ее фор­мированию как ученого.

    В 1939 г. Л. И. Божович успешно защитила кандидат­скую диссертацию, посвященную вопросам психологии ус­воения учащимися орфографии. Одним из значимых выво­дов этого исследования явилось обоснование положения о том, что усвоение школьником знаний существенно опре­деляется особенностями его личностного отношения к изу­чаемому материалу. Отсюда логически вытекала необхо­димость глубоко изучить мотивы деятельности учащихся, чем затем на протяжении нескольких десятков лет и зани­малась Л. И. Божович.

    Будучи истинным ученым - честным как в науке, так и в жизни, в отношениях с коллегами, Лидия Ильинична не признавала приспособленчества, конформизма в любых проявлениях.

    Показателем целостности ее как личности является тот факт, что за верность идеям Выготского перед войной 1941-1945 гг. Лидию Ильиничну изгнали из Психологиче­ского института. Тогдашний директор (не стоит вспоми­нать его фамилию) кинул Л.И. Божович в лицо план годо­вой работы и крикнул: «Этот план пахнет Выготским». На что Лидия Ильинична ответила: «Вы понятия не имеете, как пахнет Выготский», забрала план и ушла, практически

    в никуда. Всю последующую жизнь Л.И. Божович не толь­ко не жалела о этом, но справедливо этим гордилась.

    Уместно вспомнить также и то, что в предвоенную вол­ну сталинских репрессий, Лидию Ильиничну, оторвав от маленького сына (они как раз наряжали елку к Новому году), вызвали на Лубянку, где вначале в чистом и чинном кабинете на одном из наземных этажей, а потом уже в темном подвале склоняли написать донос на коллег-психо­логов и что, несмотря на реальность угрозы никогда боль­ше не увидеть сына, она этого не сделала.

    Типичен для Л.И. Божович был и эпизод, свидетелями которого стали сотрудники руководимой ею лаборатории. Один человек, назовем его Икс, не без внутренней гордо­сти говорил о том, что он не продается... «А вас покупали?» - спросила Лидия Ильинична.

    Вообще следует подчеркнуть, что неподкупность, не­конформность, внутренняя свобода были главной чертой Л.И. Божович, что, беусловно, нашло свое отражение и в ее научных представлениях о личности (смотри опублико­ванные тексты). Но я хочу привести здесь пример совсем из другой области.

    Представьте себе семидесятые годы XX века. Пастер­нак, Цветаева, Мандельштам - это не просто поэты, это пароль, по которому один интеллигент в России тогда уна-вал другого. И на фоне этого оцените частное мнение Ли­дии Ильиничны: «Не люблю я эту самоуверенную женщи­ну - Цветаеву». Это был не эмоциональный всплеск, или женское раздражение, а серьезная, внутренне обоснован­ная позиция.

    Около 40 лет проработала Л.И. Божович в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психоло­гический институт РАО) из них более 30 лет заведуя со­зданной ею лабораторией психологии формирования лич­ности.

    На примере Лидии Ильиничны выпукло виден пара­докс подлинного ученого и обаятельного человека. Этот парадокс в том, что чем больше времени проходит после смерти такой личности, тем более понятной становится ее ценность, в том числе и ценность субъективная - для каж­дого из коллег, сотрудников, аспирантов, стажеров.

    «Ира А., ученица I класса.
    Ира учится хорошо, несмотря на частые пропуски по болезни (хрони-
    ческий тонзиллит). Девочка хорошо умственно развита для своего возра-
    ста. Во время учебных занятий активна: любит сама делать выводы, часто
    по собственному желанию забегая вперед, решает арифметические зада-
    чи. Ей интересно узнавать новое в процессе учебной работы (новые зада-
    чи, правила и пр.). Она любознательна, хорошо пересказывает прочитан-
    ное. Учиться ей легко и учится она неплохо, однако могла бы учиться
    лучше, если бы больше старалась. На уроках иногда отвлекается, о чем-то
    думает, читает меньше, чем другие дети. Пришлось вести с ней специаль-
    ную работу по привлечению к чтению. (В IV четверти стала читать значи-
    тельно больше.) Не всегда старательно выполняет домашние задания. Не
    стремится к отличным отметкам, равнодушно относится к получению тро-
    ек.
    Ира послушна, легко подчиняется режиму, исполнительна, поклади-
    ста. К воспитателям относится неплохо, но меньше стремится к контакту
    со взрослыми, чем многие дети.
    В детском коллективе ведет себя хорошо. Ни с кем не ссорится, всем
    всегда довольна. Настроение ровное, спокойное.
    Любит чистоту и порядок, но самостоятельно за трудовые дела (уб-
    рать что-нибудь, подмести, помыть) не берется. Раньше у нее часто было
    стремление, ссылаясь на болезнь, освободиться от трудовых обязанностей
    (связанных с самообслуживанием и др.). Воспитательницы ей обычно
    (если она была здорова) это не разрешали или в тех случаях, когда осво-
    бождали от работы, указывали на неправильность такого поведения. В
    настоящее время она не болеет и окрепла физически. Все свои трудовые
    поручения выполняет, но любви к труду и стремления трудиться не прояв-
    ляет. У нее вообще следует отметить стремление избежать трудностей и
    напряжения как в физической, так и в умственной работе.
    Интернат любит, привыкла к нему, родители у нее умерли, домой она
    не стремится».
    В качестве педагогической задачи было выдвинуто следующее.
    «1) изменить отношение к труду, физическому и учебному;
    2) приучить к чтению художественной литературы.
    Для изменения отношения к труду: а) следить, чтобы у нее были
    систематические трудовые поручения, требовать всегда тщательного и хо-
    рошего их выполнения, поручить общественную работу, связанную с тру-
    дом (например, участие в бытовом комбинате), с общественным контро-
    лем за ее выполнением; б) особенное внимание обращать на качество
    выполнения девочкой учебных заданий, создавать общественное мнение о
    качестве ее работы (показывать всему классу ее тетради и поощрять перед
    всеми ей хорошую работу, добиться, чтобы хоть один раз ее тетрадь попа-
    ла на выставку, и т. д.); требовать всегда тщательного и хорошего выпол-
    нения учебных заданий, не пропускать небрежно выполненных учебных
    работ.
    Для того чтобы привить девочке любовь к чтению, давать ей интерес-
    ные задания, связанные с чтением художественной литературы, напри-
    мер прочитать, а потом рассказать всем детям прочитанное. Попробовать
    давать ей книги научно-популярного содержания. Возможно, что чтение
    вершенный опыт составления характеристик в соответствии с выдви-
    нутыми требованиями, который должен в дальнейшем развиваться и
    совершенствоваться.