Системная семейная терапия субличностей ричарда шварца. А

3-е изд., испр. и доп. — М.: Класс, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семей-ном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлекаемой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.Введение.
Место интерактивной модели в ряду других теоретических подходов
Классификация основных направлений семейной терапии.
Общая теория систем как концептуальная основа семейной терапии.
Системная модель Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез.
Основные параметры интерактивной модели и диагностируемые проблемы
Краткое описание интегративной модели системной
семейной терапевтической диагностики.
Структура семьи.
Основные понятия.
Модель Олсона.
Треугольник как единица оценки семейной
системы.
Некоторые типы дисфункциональных семейных
структур.
Семья как маневрирующая система.
Семья как коммуникативная система.
Проблемы коммуникации.
Циркулярность семейных взаимодействий.
Проблемы жизненного цикла семьи.
Семейная история.
Функции симптоматического поведения в семейной системе.
Цели семейной терапии, основанной на интегративной модели.
Сбор информации на основе интегративной модели. Диагностические методики и техники интервьюирования семьи.
Методы изучения семейной истории.
Интервью по генограмме.
Прослеживание последовательностей взаимодействий.
Циркулярное интервью. Акцент на различиях.
Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга. Анкета Семейные роли
Оценочное интервью как диагностико терапевтический эксперимент.
Применение интегративной модели в практике семейной терапии
Семья А - К проблеме поиска пациента в семье.
Семья Б - Скрытые пружины супружеского выбора.
Семья В - Кризисная терапия поступления ребенка в школу.
Семья Г - Ступор в учебе.
Семья Д - Домашнее воровство.
Подготовка специалистов в семейной терапии на основе интегративной модели.
Цели обучающей программы.
Процедурно"организационные аспекты.
Основные виды обучения и этапы тренинговой программы.
Примерная программа трехдневного тренинга.
Особенности обучающей программы.
Заключение
Литература

Приложения
Приложение 1 Генограмма семьи. Основные обозначения.
Приложение 2 Внешний вид системного семейного теста Геринга (FAST).
Приложение 3 Типы структур супружеской и детской подсистем, а также всей семьи в целом.
Приложение 4 Вопросы для интервью после проведения системного семейного теста Геринга.
Приложение 5 Анкета Семейные роли.
Приложение 6 Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии.

Системная терапия

Системная терапия - это школа (направление) консультирования, считающая что прилагательные «психологическое», «психотерапевтическое» («психо» - душа) сужают возможности методов помощи человеку с его жизненными, семейными, рабочими трудностями и кризисами. Представление о человеке в системном подходе основано на принятии множественности человеческих миров и автономии человека. Рассматривая человека в системах связей, этот подход в качестве предмета работы видит коммуникативные системы. Нарушения коммуникативных систем возникают в связи со сложностями взаимопонимания друг друга субъективными мирами. Восстановление нарушений в коммуникативных системах становится основой методологии этого подхода в консультирования человека, семьи, группы и организации. Доступными для коррекции эти нарушения становятся благодаря способности специально подготовленного консультанта воспринимать истории (нарративы), помогать в адекватном восприятии историй участниками коммуникативных систем.

Литература

  • Людевиг К. Системная терапия: Основы клинической теории и практики / Перевод с немецкого Т.С. Драбкиной. – М.: Издательство «VERTE», 2004. - 280 с. – (Психотерапия новой волны). ISBN 5-94866-001-Х

Ссылки

  • К.Людевиг - персональный сайт одного из основателей и теоретиков системной терапии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системная терапия" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Волчанка. Системная красная волчанка … Википедия

    ВОЛЧАНКА СИСТЕМНАЯ КРАСНАЯ - мед. Системная красная волчанка (СКВ) диффузное заболевание соединительной ткани аутоиммунной природы с образованием широкого спектра аутоантител и циркулирующих иммунных комплексов, вызывающих повреждение тканей и нарушения функций органов.… … Справочник по болезням

    СКЛЕРОДЕРМИЯ СИСТЕМНАЯ - мед. Системная склеродермия (СС) диффузное заболевание соединительной ткани, возникающее вследствие системной прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани с преобладанием фиброзно атрофических изменений кожи и внутренних органов, а также… … Справочник по болезням

    Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как… … Психологическая энциклопедия

    Системная семейная психотерапия одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное… … Википедия

    Действующее вещество ›› Триамцинолон* (Triamcinolone*) Латинское название Triamcinolone АТХ: ›› H02AB08 Триамцинолон Фармакологическая группа: Глюкокортикоиды Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› J43 Эмфизема ›› J45 Астма ›› L30.9 Дерматит… …

    Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

    В эпоху Просвещения центром научной и философской мысли был человек. Психология как наука базировалась на концепции отдельной личности (individual subjects), наделенной внутренней душой (soul), а позднее внутренним психич. аппаратом. Психология… … Психологическая энциклопедия

    Действующее вещество ›› Циклоспорин* (Ciclosporin*) Латинское название Equoral АТХ: ›› L04AD01 Циклоспорин Фармакологическая группа: Иммунодепрессанты Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› H30 Хориоретинальное воспаление ›› L40 Псориаз… … Словарь медицинских препаратов

Книги

  • Системная семейная терапия субличностей , Шварц Р.К.. 336 стр. В своей книге Системная семейная терапия субличностей Ричард Шварц представляет особое направление в семейной терапии, и настоящая книга является введениемв эту удивительную модель…

библиотека

психологии и психотерапии

независимая

Александр Черников

Системная семейная терапия

Интегративная модель диагностики

Москва Независимая фирма «Класс» 2001

УДК 615.851 ББК 53.57

Черников А.В.

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. -

Изд. 3"е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии,

ISBN 5*86375*042*1

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу - помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов - семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых те" рапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно" стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает те" рапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснован" ные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах разви" тия жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека" емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, соци" альных работников) - всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 5"86375"042"1

© 2001 А.В. Черников

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск про" изведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1960"х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с разви" тием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического воздей" ствия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консультацию) рассматривается не как меди" цинский больной, а скорее как элемент дисфункциональной семейной сис" темы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помо" щи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он забо" лел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе рабо" ты оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функцио" нальной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост по" тенциальных возможностей каждого члена семьи.

Несмотря на сорокалетнюю историю, семейная терапия остается сравни" тельно молодой областью психотерапевтической практики и продолжает динамично развиваться. Это особенно актуально для нашей страны, в кото" рой психологическая помощь семье находится в стадии становления. Кро" ме того, очевидно, что не весь опыт западных специалистов, помогающих семье, может быть без изменений перенесен на российскую почву. Россий" ские семьи имеют свою национальную специфику. Все это делает методо" логические исследования в области системной семейной терапии в нашей стране особенно актуальными.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия эссесмента (оценивания) семейной системы. Когда психотерапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, количество инфор" мации возрастает по экспоненте с добавлением на консультации каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сто" рону, навязать ему свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы.

6 Диагностика в системной семейной терапии

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапев" том парадоксальным образом: ожидая изменений и одновременно желая чтобы все в семье оставалось по"прежнему. Одной из важных причин не" осознаваемого или малоосознаваемого утаивания информации пациентами является преимущество, которое они тем самым получают при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, кото" рых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бес" сознательно “знает” о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что им “известна” та информация, которая необходима терапевту.

Чтобы упорядочить этот хаос, обеспечить себе возможность “профессио" нального выживания” и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт должен решить в начале терапии по крайней мере две задачи:

l во"первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семей" ной терапии,

l во"вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапев" тической помощи.

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагности" ки проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в этой книге интегративная модель системной семейной психотерапевтичес" кой диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы бо" лее быстрым и является эвристичным средством выдвижения терапевти" ческих гипотез. Ее цель - обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдви" нуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Предлагаемая модель была создана на основе анализа западных направле" ний семейной терапии и рефлексии психотерапевтической работы автора с семьями, проживающими в Москве и обратившимися за помощью в психо" логическую консультацию.

Интегративная модель строится на методологическом анализе современ" ных ракурсов рассмотрения семейных систем, является “группо"центриро" ванной” диагностикой и рассматривает прежде всего проблемы организа" ции и функционирования семейной системы. В связи с этим меняется ак" цент анализа семейных проблем, и фокус внимания терапевта смещается с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы.

Введение 7

Глава 1 задает необходимый контекст и позволяет соотнести интегратив" ную модель с другими теоретическими подходами.

Сама интегративная модель коротко представлена в параграфе 2.0. Пара" графы 2.1 - 2.5 посвящены описанию отдельных параметров интегратив" ной модели. В каждом из них структурируются и получают дальнейшее развитие идеи системно"ориентированной семейной терапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые категории, классифици" руются типичные дисфункции и наиболее распространенные проблемы, приводятся способы интерпретации данных. В настоящей работе обосно" вывается экологический взгляд на проблемное поведение, выполняющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Определению смысла и функций симптоматического поведения в семейной системе посвящен параграф 2.5.

Предлагаемая диагностическая модель может применяться в различных ис" следованиях семьи, однако ее разработка была нацелена прежде всего на решение терапевтических задач. Поэтому модель сфокусирована на опре" делении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы чле" нов семьи благополучно решались. В связи с этим на основе интегратив" ной модели суммируются цели терапии (параграф 2.6).

В главе 3 исследуются средства получения информации, соответствующей основным параметрам модели. Подбираются и модифицируются диагности" ческие методики и техники интервью, для того чтобы обеспечить терапев" та, использующего интегративную диагностическую модель, необходимым инструментарием.

Глава 4 иллюстрирует особенности применения интегративной диагности" ческой модели в психотерапевтической практике на примере ряда случаев из практики автора.

Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семь" ям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапев" том предстает безбрежное море семейной феноменологии, частных объяс" нительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтичес" ких техник. Интегративная модель позволяет эффективнее строить обуче" ние специалистов, так как приводит многообразие семейной проблематики к общим методологическим основам и легко усваивается студентами. Глава 5 посвящена разработке обучающей тренинговой программы и содержит анализ принципов, этапов, особенностей и специально разработанных уп" ражнений тренинга по освоению интегративной модели.

МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Решая проблемы терапевтической диагностики, мы всегда формулируем наши наблюдения и результаты тестирования в терминах той или иной те" рапевтической школы. Диагностика представляет собой распознавание в наблюдаемом типичных признаков, знакомых по теоретическим моделям и из опыта, и нахождение уникальных особенностей того, с чем мы сталки" ваемся в данном случае. Целью данной главы является определение места интегративной модели в ряду других психотерапевтических школ и теоре" тических подходов к описанию психологических проблем и симптомов.

В первом параграфе рассматриваются классификации современных на" правлений семейной терапии и анализируются теоретические основы этих подходов. Разрабатываемая в настоящем исследовании диагностическая модель представляет собой дальнейшую попытку интеграции системно" ориентированных направлений в области семейной терапии.

Параграф 1.2 посвящен теории систем, которая обеспечивает не только практический, но и философский фундамент интегративной модели. Тео" рия систем вытекает из “организмического” взгляда на мир как на боль" шую организацию, где все процессы и части взаимосвязаны и целое приоб" ретает новое качество по сравнению с суммой отдельных частей.

Системная модель Оудсхоорна (параграф 1.3) задает сетку координат, по" зволяющую очертить область применения интегративной модели.

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Классификация различных подходов в семейной терапии представляет со" бой не простую задачу, так как они являются открытыми и гибкими и по" этому постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен поняти"

ями и техниками среди теоретически различных групп. Школы семейной терапии редко соблюдают “чистоту рядов”, в результате наблюдается зна" чительный эклектизм. “Возникает вопрос: происходят ли школы семейной терапии от общей и постоянной теоретической основы или являются ско" рее рагу из техник и частичных теорий?” .

Александер (1963) в одной из ранних попыток описать поле семейной те" рапии, рассматривая практики привлечения семей в агентствах психичес" кого здоровья США, анализирует три типичных варианта. Первым является “сотрудничество” в лечении, используемое детскими клиниками, в которых один или более членов семьи идентифицированного пациента привлека" ются к терапии, обычно с другими терапевтами. Как правило, осмотр ре" бенка (основного клиента) проводится психиатром, а с матерью встречает" ся социальный работник. Второй практикой является “сопутствующее ле" чение”, используемое в супружеском консультировании. Здесь тот же са" мый терапевт встречается с мужем и женой индивидуально, изредка про" водит совместные встречи или совсем обходится без них. Третьей является “совместная терапия”, в которой терапевт регулярно встречается с полной семьей или с релевантными подсистемами. На третьей практике, отражаю" щей современный подход к семейной терапии, мы и будем фокусироваться в нашей работе.

В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гиб" кий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, дет" ско"родительской диадой, триадой “родители и проблемный ребенок”, под" системой сиблингов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идет в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем. Одной из известных ранних классифи" каций школ семейной терапии является исследование Комитета по семье группы прогресса в психиатрии, предпринятое в 1965-1966 гг. в США . Их доклад определил три теоретические позиции:

А М Z

Терапевты, разделяющие позицию А, являются психодинамически ориенти"

рованными индивидуальными терапевтами и рассматривают семейную те"

рапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они будут

10 Диагностика в системной семейной терапии

иногда встречаться с семьями, оставаясь сфокусированными на индивиду" альном пациенте. Семья рассматривается как стресс"фактор, с которым их пациент должен справиться. Ожидается, что терапевт будет склонен под" черкивать сбор исторической информации, диагноз, выражение аффекта и инсайт.

Терапевты, разделяющие позицию Z, придерживаются исключительно сис" темной семейной ориентации. Они рассматривают семейную терапию не как метод, но как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается ими с точки зрения влияния на семью в целом. Для терапевта важно осознавать прича" стность всей семьи и последовательность их действий. Вместо отношения к индивиду в ситуации стресса как к пациенту, терапевт Z"ориентации рас" сматривает его как “носителя симптома”, отражающего дисфункцию семей" ной системы. Терапевты Z"ориентации антиисторичны, сфокусированы на настоящих взаимодействиях. Они склонны избегать диагноза, основанного на индивидуальной нозологии. Выражение аффекта не признается необхо" димым. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать свои непри" ятные чувства друг к другу, такой терапевт будет стремиться к разреше" нию проблем во взаимоотношениях, которые продуцируют эти неприятные чувства.

Терапевты М"ориентации находятся посередине - они склонны смешивать психодинамические и семейные системные понятия.

В докладе отмечается, что “полная интеграция этих двух системных уров" ней является долговременной задачей” .

Однако некоторые сторонники системной теории выступили скорее за сме" ну одной теории другой, чем за добавление системной теории к психоди" намической. Зук (1971) описывает интенсификацию этой идеологической борьбы в 1964-1970 гг. Он причисляет Уэйна, Бошормени"Надя и Фрамо к представителям психодинамического направления, а Хейли, Джексона и са" мого себя - к системному.

Отметим, что в других попытках классификации семейной терапии шкала ориентации “индивид - система” продолжает оставаться наиболее важной.

Левант (1980) отмечает, что за годы, прошедшие с начала движения семей" ной терапии, процесс конструирования теории происходил в ответ на изо" билие новых данных и опыта, которые появились в результате работы с целыми семьями. Сравнивая состояние дел с серединой шестидесятых, он признает, что предсказанное GAP смешение психодинамических и систем" ных понятий произошло в существенной степени. Используя для клас"

Система из трех групп: Изгнанники, Менеджеры и Пожарные

Процессы, организующие человеческие системы, разделяются на три группы. Члены одной группы имеют склонность к опекающему поведению, оперативным решениям и заинтересовавши контроле над ситуацией, чтобы быть уверенными в безопасности. Во внутренней семье членов, входящих в эту группу, называют «Менеджерами». В другую группу входят самые чувствительные члены системы. Их, раненых или оскорбленных, менеджеры изолируют - для безопасности их собственной и всей системы в целом; они становятся «Изгнанниками». Представители третьей группы склонны к мощным автоматическим реакциям на неблагополучие Изгнанников - они пытаются подавить или смягчить эти чувства. Эту группу называют «Пожарные». Во многих случаях возникает поляризация как между тремя группами, так и внутри группы между отдельными ее членами.
Способ, которым многие люди реагируют на травму, может положить начало поляризации между Изгнанниками и теми, кто старается защитить систему и поддерживать ее функционирований. Чем больше травмированным, разъяренным или сексуально использованным изгнанникам «затыкают рот», тем сильнее их тенденция впадать в крайности, и тем более обоснованными становятся старания менеджеров и пожарных не давать им вырваться. Приходится прибегать к более радикальным способам подавления. Чем большее давление оказывается на Изгнанников, тем сильнее они стараются вырваться, так что все три группы оказываются жертвами нарастающего по спирали порочного круга…

Менеджеры стараются избежать любых отношений или ситуации, в которых Изгнанники могут попытаться вырваться на свободу или сделать определенные чувства, ощущения или воспоминания доступными сознанию. Разные менеджеры прибегают к разным стратегиям. Следует помнить, что менеджеры вынужденно оказываются в ролях, которые им совершенно не нравятся - они просто не видят другого выхода, кроме как вести себя именно так, а не иначе.
Часто встречается Менеджер, пытающийся заставить человека держать под своим контролем все отношения или ситуации, опасаясь, что малейшая оплошность или неприятная неожиданность активизируют одну из юных травмированных частей. Такой Менеджер может быть очень разумным, он успешно справляется с задачами, но он будет с какой-то одержимостью отталкивать любые чувства. Клиенты часто называют такого Менеджера «Ревизором», «Контролером» и т.д. Эта или другая часть будут как толкать человека к карьерному росту или благосостоянию, сделать его высокостатусным, наделенным властью, так и стараться отвлечь его от чувств. Чтобы мотивировать человека, эта часть надзирает за действиями, отпуская едкие критические замечания, и никогда не бывает довольна ни самой работой, ни результатом.
Другая часть бывает чрезвычайно требовательна к внешнему виду и манерам, пребывая в уверенности, что если человек будет хорошо выглядеть и все будут им довольны - его не бросят и не ранят. С булимичными клиентами эта часть (часто она называется «Оценщиком») озабочена контролем над весом, называя клиента толстяком или обжорой. Другой менеджер может стараться держать клиента в роли жертвы, при которой гарантирована забота других людей. Его имя - что-то вроде «Зависимый», и его функции - делать так, чтобы человек выглядел беспомощным, обиженным и пассивным.
Также бывает Менеджер, занятый избеганием рисков, связанных с близкими отношениями, особенно в ситуациях, в которых возможен гнев, сексуальное возбуждение или страх. Такой «Пассивный Пессимист» может привести человека в состояние полной апатии и отстранения, так что он даже и не пытается с кем-нибудь сблизиться. Обычно эта часть подрывает уверенность в себе и саботирует попытки начать действовать, так чтобы у человека не хватило смелости для достижения своих целей. Или же эта часть будет пристально высматривать и подчеркивать недостатки в объекте желания, подтачивая стремление обладать им. У людей, переживших тяжелое насилие, эта часть может превратиться во внутреннего Террориста, приобретающего характеристики насильника и запугиванием приводящего человека к состоянию еще большей пассивности.
Многие женщины воспитаны в привычке полагаться на менеджера по имени «Хранительница очага»: ее крайний вариант - заставлять женщину жертвовать своими собственными потребностями ради других, думать в первую очередь о других и о них заботиться. Такой свойственно обвинять женщину в эгоизме, стоит ей лишь задуматься о себе. Также часто встречаются Вечно Беспокоящаяся или Караулящая части, постоянно пребывающие в состоянии готовности к опасности; они специализируются на проигрывании перед человеком сценариев «худшего варианта развития событий», стоит возникнуть малейшему намеку на риск. Встречается также Отрицающая часть, искажающая восприятие так, что человек не видит возможного риска и не реагирует на информацию о том, что ситуация небезопасна. Также встречается часть Имеющая Право, подбивающая человека получать все, чего ему хочется, и неважно, что при этом можно навредить кому-то (привычку опираться именно на этого менеджера обычно воспитывают у мужчин).
Важно помнить, что изначальная задача всех Менеджеров - держать Изгнанников в ссылке, как в целях безопасности самих Изгнанников, так и для защиты всей системы от них, Изгнанников. Важно не допустить утечки чувств и мыслей, связанных со страхом…
Встретив у клиента беспокойную, перфекционистскую, ищущую признания часть - Менеджера, мы далее обнаружим у нее похожие чувства, связанные ощущением собственного несчастья и оставленности - поскольку должен же кто-то держать пол контролем всю жизнь человека…

Пожарные Случается, что несмотря на все усилия Менеджеров I Изгнанники активизируются и берут верх. Когда такое происходит, в дело вступает еще одна группа частей. Эти субличности пытаются задержать или загасить чувства, ощущения или образы. Я назвал их «Пожарными», потому что они реагируют немедленно, стоит активизироваться Изгнаннику. Будто звучит сигнал тревоги, и они молниеносно бросаются тушить пожар чувств. Они делают все, что, по их мнению, необходимо, чтобы человек отделил или загасил чувства трепещущих от ужаса Изгнанников, не очень-то учитывая возможные последствия.
Излюбленные приемы Пожарных заключаются в разнообразных действиях с притупляющим эффектом - это могут быть самоповреждения, приступы обжорства, пьянство или наркотики, навязчивая мастурбация или сексуальная распущенность. Будучи активизирован, Пожарный берет над человеком такой контроль, что человек перестает чувствовать что бы то ни было, кроме неодолимого желания делать что-то для отвлечения или самоуспокоения. Такие Пожарные могут сделать человека сфокусированным на самом себе (нарциссичным), с нездоровой, по сравнению с другими, тягой к материальным благам.
Другие проявления Пожарных могут заключаться в использовании ярости как средства защиты и достижения состояния бесчувственности, воровства, дающего приятное чувство возбуждения и свободы, или мыслей о самоубийстве как утешительных и создающих комфорт.
Хотя в целом у Пожарных та же роль, что и у Менеджеров, ~ им надо держать Изгнанников в изгнании - их роли и стратегии изрядно отличаются друг от друга, а часто прямо противоречат менеджерским. Менеджеры стараются предотвратить восстание Изгнанников, вставляя человека держать все под контролем и угождать всем, в особенности - тем, от кого зависит человек. Обычно они чрезвычайно рациональные, организованные, они готовы предвидеть и предотвратить чреватые восстанием ситуации. Пожарные, напротив, начинают реагировать после того как Изгнанники оказались активизированными. Они делают человека ни за что не отвечающим и неприятным для всех вокруг. Часто они импульсивные, бездумные и реактивные. Тогда как Менеджеры будут склонные реагировать на разыгравшихся Изгнанников попытками спрятать их еще дальше, Пожарные будут искать что-то, что могло бы успокоить или насытить Изгнанника» — чтобы загасить разбушевавшееся пламя.
Менеджеры и Пожарные, однако, уживаются между собой странно и плохо. Менеджеры рассчитывают на Пожарных и призывают их в случае необходимости, а потом презрительно отталкивают за то, что они позволили человеку распуститься, сделали его слабовольным, из- за них человек оказался в опасности или стал невнимателен к другим. То есть Пожарные вызывают шквал критики как со стороны внутренних Менеджеров, так и со стороны Менеджеров, окружающих людей. Такое неодобрение снова пробуждает Изгнанников, что приводит к повторному всплеску активности Пожарных, и так далее. Человек оказывается в замкнутом порочном круге: чем больше Изгнанники стараются прорваться, тем более отчаянно Менеджеры и Пожарные стараются их удержать, но то, как именно они их сдерживают, Изгнанников только активизирует.
Большинство людей, даже тех, кто никогда не бывал серьезно травмирован, внутри организованы в соответствии с этим принципом: Менеджеры, Пожарные и Изгнанники.

Несостоятельность и потребность в искуплении грехов.
Если ребенку прямо или косвенно сообщают, что он мало что значит, наиболее юные части его личности организуют свой убеждения в соответствии с этой установкой. Они отчаянно хотят восстановиться в глазах человека, который так его оценивает, на этих лежит Груз никчемности, моторы й позволяет им думать, что их не полюбит - и они будут держаться за это убеждение, какую бы обратную связь они ни получали от других. Как будто тот, кто обесценил ребенка; отобрал у него самооценку и теперь ею владеет.
Эти нагруженные юные субличности оказывают мощное воздействие на близкие отношения человека, поскольку постоянно находятся в поиске спасителя - того, кто снимет с них проклятие «нелюбимости». Они будут раз за разом возвращаться к тому, кто отнял у них самооценку, или будут искать кого-то, кто на него похож. Часто это заканчивается историей о насилии или неудовлетворенности в близких отношениях…

Другие Ноши прошлого.
По тому же сценарию другие детские части, скорее всего, присвоят качества, свойственные тому, кто похитил их самооценку и чувство безопасности. Эти субличности так отчаянно стараются завоевать одобрение, что начинают копировали этого человека, чтобы такое дитя стало более приемлемым. Часто они превращаются в менеджеров внутри ребенка: часто это внутренние критики и морализаторы, несущие на себе бремя перфекционизма, уверенные, что стоит им все-таки добиться от ребенка идеала - и его примут и спасут.
Аналогичным образом принимают на себя другие Грузы прошлого. Часто передаваемые ноши - ощущение обязанности защищать другого члена семьи; ощущение необходимости быть очень успешным; или уверенность в том, что успеха никогда не будет, и что мир слишком опасен. Фактически каждая склонная к крайностям часть родителя или авторитета может быть с копирована этой ищущей признания детской частью.

Участников семинара ждёт введение в передовую, практически ориентированную модель психотерапии, разработанную Ричардом Шварцом — последователем создателя структурной семейной терапии Сальвадора Минухина.

Такое понимание открывало особенный взгляд на способы и цели терапевтического вмешательства. Автор осветил возможность применения идей и техник структурной терапии для решения задач гармонизации внутренних частей личности, добавив к ним специальные техники для реализации задач ССТС.

Метод имеет уникальную классификацию субличностей с фокусировкой на выполняемые ими задачи. В то же время сохраняется идея здорового ядра личности, развивается идея сотрудничества с ним как с ко-терапевтом.

Этот метод предназначен для индивидуальной и семейной работы с клиентами и представляет собой удобную систему координат для понимания внутреннего мира людей.

Цель

  • Познакомить участников с основами метода системной семейной терапии субличностей;
  • Обучить участников использовать идеи метода как систему координат для терапевтической работы с клиентами;
  • Обучить основным техникам, необходимым при работе с клиентами с различными запросами.

На семинаре вы сможете:

  • Освоить методологию системной семейной терапии субличностей (идея множественности психики, типология субличностей с их спецификацией, поляризация субличностей);
  • Познакомиться с целями ССТС (проработка травмы, разрешение внутренних конфликтов, составление карты субличностей);
  • Освоить необходимые техники для реализации задач ССТС (техники доступа к субличностям; специфика выделения SELF; техники проработки травматических переживаний).

Семинар содержит в себе:

  • упражнения, направленные на освоение необходимых техник, тренировку терапевтических навыков;
  • просмотр видеоматериалов;
  • демонстрационные упражнения (наблюдение за работой преподавателя в постановочных мини-сессиях);
  • разбор представленных терапевтических случаев.

Тренинг предназначен для:

  • слушателей с высшим образованием (психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое, педагогическое);
  • студентов старших курсов профильных вузов и специалистов, имеющих высшее образование и диплом о профессиональной переподготовке по психологии, заинтересованных в расширении технического арсенала в терапевтической работе с клиентами.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»