Конрад геснер ученый энциклопедист из швейцарии создал. Биография

Конрад Геснер
Conrad Gesner
267x400px
Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Швейцария

Научная сфера:
Место работы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:
Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Систематик живой природы

Названия растений, описанных им, могут отмечаться сокращением «Gesner »

Ко́нрад Ге́снер , или Гесснер (нем. Conrad Gesner , а также Konrad Gesner, Konrad Gessner, Konrad Geßner, Conrad Gessner, Conrad Geßner, Conrad von Gesner, Conradus Gesnerus ; , Цюрих - , там же) - швейцарский учёный-энциклопедист , одним из первых попытавшийся систематизировать накопленные человечеством сведения о животных и растениях .

Биография

В 1545 г. Геснер публикует трактат о пользе молока , к которому прилагает письмо к другу, восхваляющее горы как кладовую природы. Десять лет спустя Геснер описал подъём на гору Пилатус . Это позволяет считать его одним из отцов альпинизма .

Геснеру принадлежит одна из первых попыток классификации растений (Enchiridion historiae plantarum , ): он разделил растительное царство , основываясь на признаках цветка и семени ; отделил класс , порядок , род и вид , наметив тем самым принципы бинарной номенклатуры .

Наиболее известен основополагающий труд Геснера по зоологии Historia animalium (начат в , последний 22 том вышел уже после смерти автора). Взгляды Геснера-зоолога повлияли на Рудольфа-Иакова Камерариуса , Карла Линнея , Жоржа Кювье .

В труде по сравнительному языкознанию Mithridates. De differentiis linguarum tum ueterum, tum quae hodie apud diuersas nationes in toto orbe terrarum usu sunt ( , 21 том) Геснер описал все 130 языков, известных Европе его времени. Этот подход был в дальнейшем развит Иоганном Кристофом Аделунгом . Труд Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc. «Всеобщая библиотека» (1545-1555) заложил основы библиографии и имел большое значение для истории литературы .

Память

Портрет Геснера был помещён на банкноте в 50 швейцарских франков , имевшей хождение с 1978 по 2000 год.

Названы в честь Геснера

  • Геснерия (Gesneria ) - типовой род семейства Геснериевые (Gesneriaceae Plum. )
  • Валериана Геснера (Valeriana × gesneri Brügger )

Напишите отзыв о статье "Геснер, Конрад"

Примечания

Литература

  • Геснер, Конрад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • М. Л. Сергеев. Конрад Гесснер (1516-1565) как библиограф // Acta linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. T. IV, 1. СПб.: Наука, 2008.С. 527-537.
  • М. Л. Сергеев. Комментарий к рассмотрению галльских имен в «Митридате» (1555) Конрада Гесснера // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XIV. Часть 2. СПб.: Наука, 2010. С. 292-304.

Ссылки

  • Логотип Викисклада Конрад Геснер : тематические медиафайлы на Викискладе
  • (нем.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Геснер, Конрад

– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...
– Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой.
Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал.
– Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя!
Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...
Медленно-медленно глаза Радана закрылись. Из разжавшейся бессильной руки со звоном выпал на землю рыцарский кинжал. Он был очень необычным... Светодар взглянул повнимательнее – этого просто не могло быть!.. Такое оружие принадлежало очень узкому кругу рыцарей, только лишь тем, которые когда-то лично знали Иоанна – на конце рукояти красовалась золочённая коронованная голова...
Светодар знал точно – этого клинка давно уже не было у Радана (он когда-то остался в теле его врага). Значит сегодня, он, защищаясь, выхватил оружие убийцы?.. Но как же могло оно попасть в чьи-то чужие руки?!. Мог ли кто-то из знакомых ему рыцарей Храма предать дело, ради которого все они жили?! Светодар в это не верил. Он знал этих людей, как знал самого себя. Никто из них не мог совершить такую низкую подлость. Их можно было только убить, но невозможно было заставить предать. В таком случае – кем же был человек, владевший этим особым кинжалом?!.
Радан лежал недвижимый и спокойный. Все земные заботы и горечи покинули его навсегда... Ожесточившееся с годами, лицо разгладилось, снова напоминая того радостного молодого Радана, которого так любила Золотая Мария, и которого всей душой обожал его погибший брат, Радомир... Он вновь казался счастливым и светлым, будто и не было рядом страшной беды, будто снова в его душе всё было радостно и покойно...
Светодар стоял на коленях, не произнося ни слова. Его омертвевшее тело лишь тихонько покачивалось из стороны в сторону, как бы помогая себе выстоять, пережить этот бессердечный, подлый удар... Здесь же, в этой же пещере восемь лет назад не стало Магдалины... А теперь он прощался с последним родным человеком, оставаясь по-настоящему совсем один. Радан был прав – это место впитало слишком много их семейной крови... Недаром же даже ручьи окрасились багровым... будто желая сказать, чтобы он уходил... И уже никогда не возвращался обратно.
Меня трясло в какой-то странной лихорадке... Это было страшно! Это было совершенно непозволительно и непонятно – мы ведь звались людьми!!! И должен ведь где-то быть предел человеческой подлости и предательству?
– Как же ты смог с этим жить так долго, Север? Все эти годы, зная об этом, как ты сумел оставаться таким спокойным?!
Он лишь печально улыбнулся, не отвечая на мой вопрос. А я, искренне удивляясь мужеству и стойкости этого дивного человека, открывала для себя совершенно новую сторону его самоотверженной и тяжёлой жизни... его несдающейся и чистой души....
– После убийства Радана прошло ещё несколько лет. Светодар отомстил за его смерть, найдя убийцу. Как он и предполагал, это не был кто-то из Рыцарей Храма. Но они так никогда и не узнали, кем по-настоящему был посланный к ним человек. Только одно всё же стало известно – перед тем, как убить Радана, он так же подло уничтожил великолепного, светлого Рыцаря, шедшего с ними с самого начала. Уничтожил только лишь для того, чтобы завладеть его плащом и оружием, и создать впечатление, что Радана убили свои...
Нагромождение этих горьких событий отравило потерями душу Светодара. У него оставалось лишь одно утешение – его чистая, истинная любовь... Его милая, нежная Маргарита... Это была чудесная катарская девушка, последовательница учения Золотой Марии. И она чем-то неуловимо напоминала Магдалину... То ли это были такие же длинные золотые волосы, то ли мягкость и неторопливость её движений, а может просто нежность и женственность её лица, но Светодар очень часто ловил себя на том, что ищет в ней давно ушедшие в прошлое, дорогие сердцу воспоминания... Ещё через год у них родилась девочка. Они назвали её Марией.
Как и было обещано Радану, маленькую Марию отвезли к милым мужественным людям – катарам – которых Светодар очень хорошо знал и которым полностью доверял. Они обязались вырастить Марию, как свою дочь, чего бы это им ни стоило, и чем бы им это не грозило. С тех пор так и повелось – как только рождался в линии Радомира и Магдалины новый ребёнок, его отдавали на воспитание людям, которых не знала и о которых не подозревала «святая» церковь. И делалось это для того, чтобы сохранить их бесценные жизни, чтобы дать им возможность дожить их до конца. Каким бы счастливым или печальным он ни был...
– Как же они могли отдавать своих детей, Север? Неужели родители их никогда не видели более?.. – потрясённо спросила я.
– Ну почему же, не видели? Видели. Просто, каждая судьба складывалась по-разному... Позже, некоторые из родителей вообще жили поблизости, особенно матери. А иногда были случаи, что они устраивались даже у тех же людей, которые растили их дитя. По-разному жили... Только лишь одно никогда не менялось – прислужники церкви не уставали идти по их следу, словно ищейки, не пропуская малейшей возможности уничтожить родителей и детей, которые несли в себе кровь Радомира и Магдалины, люто ненавидя за это даже самого малого, только родившегося ребёнка...
– Как часто они погибали – потомки? Оставался ли кто-нибудь живой и проживал свою жизнь до конца? Помогали ли вы им, Север? Помогала ли им Мэтэора?.. – я буквально засыпала его градом вопросов, не в состоянии остановить своё сгорающее любопытство.
Север на мгновение задумался, потом печально произнёс:
– Мы пытались помочь... но многие из них этого не желали. Думаю, весть об отце, отдавшем своего сына на погибель, веками жила в их сердцах, не прощая нас, и не забывая. Боль может оказаться жестокой, Изидора. Она не прощает ошибок. Особенно тех, которые невозможно исправить...
– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...
Одеты оба были в бело-красные длинные одежды, подпоясанные толстым, витым, красным шнуром. Мир вокруг этой необычной пары плавно колыхался, меняя свои очертания, будто сидели они в каком-то закрытом колеблющемся пространстве, доступном только лишь им двоим. Воздух кругом стоял благоухающий и прохладный, пахло лесными травами, елями и малиной... Лёгкий, изредка пробегавший ветерок, нежно ласкал сочную высокую траву, оставляя в ней запахи далёкой сирени, свежего молока и кедровых шишек... Земля здесь была такой удивительно безопасной, чистой и доброй, словно её не касались мирские тревоги, не проникала в неё людская злоба, словно и не ступал туда лживый, изменчивый человек...

Швейцарский учёный-энциклопедист.


Сын скорняка; отец был убит во время Второй каппельской войны (1531). Конрад воспитывался дядей, привившим ему вкус к словесности и ботанике.

Друзья-протестанты, в первую очередь - Генрих Буллингер, помогли юноше учиться в Цюрихе, Базеле, Страсбурге, Бурже, Париже и Монпелье.

В 1537 был избран профессором греческого языка в Лозанне.

В 1541 получил степень доктора медицины.

В 1557 был назначен профессором натуральной философии в Цюрихе, где вместе с тем занимался медицинской практикой.

Геснер устроил Ботанический сад и положил начало первому естественно-историческому музею.

Умер во время эпидемии чумы, леча заражённых.

Геснеру принадлежит одна из первых попыток классификации растений (Enchiridion historiae plantarum, 1541): он разделил растительное царство, основываясь на признаках цветка и семени; отделил класс, порядок, род и вид, наметив тем самым принципы бинарной номенклатуры.

Cлава одного из отцов ботаники пришла к нему посмертно, когда в Нюрнберге было издано его сочинение Opera botanica (Vol. 1-2, 1754, 1759). Карл Линней считал величайшим открытием в ботанической науке выбор Геснером генеративных органов растений (цветка, плода и семени) как основы для их классификации. Именно этот принцип и был последовательно осуществлен в линнеевской систематике растений.

Изучая растения, Геснер делал тысячи набросков побегов, цветков и плодов. Благодаря постоянному упражнению руки и глаза, он достиг большой точности рисунка. Обнаруживая тонкие детали структуры органов, вглядываясь в оттенки красок, Геснер выявлял важные для диагностики видов признаки, тем самым развивая метод познания, совершенствуя не только качество научного рисунка, но и понятия органографии и систематики. Оригинальные рисунки Геснера менее условны, чем гравюры по дереву, иллюстрировавшие его естественно-научные труды.

Труд Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc. (1545-1555) заложил основы библиографии и имел большое значение для истории литературы.

Наиболее известен основополагающий труд Геснера по зоологии Historia animalium (начат в 1551, последний 22 том вышел уже после смерти автора). Взгляды Геснера-зоолога повлияли на Рудольфа-Иакова Камерариуса, Карла Линнея, Жоржа Кювье.

Подход, представленный в его труде по сравнительному языкознанию Mithridates. De differentiis linguarum tum ueterum, tum quae hodie apud diuersas nationes in toto orbe terrarum usu sunt (1555, 21 том), был развит Иоганном Кристофом Аделунгом.

Борхес не раз обращался к трудам Геснера в своем фантастическом «Бестиарии», а также в фантазиях на темы универсальной грамматики и всемирного языка.

В 1545 г. Геснер публикует трактат о пользе молока , к которому прилагает письмо к другу, восхваляющее горы как кладовую природы. Десять лет спустя Геснер описал подъём на гору Пилатус . Это позволяет считать его одним из отцов альпинизма .

Геснеру принадлежит одна из первых попыток классификации растений (Enchiridion historiae plantarum , ): он разделил растительное царство , основываясь на признаках цветка и семени ; отделил класс , порядок , род и вид , наметив тем самым принципы бинарной номенклатуры .

Наиболее известен основополагающий труд Геснера по зоологии Historia animalium (начат в , последний 22 том вышел уже после смерти автора). Взгляды Геснера-зоолога повлияли на Рудольфа-Иакова Камерариуса , Карла Линнея , Жоржа Кювье .

В труде по сравнительному языкознанию Mithridates. De differentiis linguarum tum ueterum, tum quae hodie apud diuersas nationes in toto orbe terrarum usu sunt ( , 21 том) Геснер описал все 130 языков, известных Европе его времени. Этот подход был в дальнейшем развит Иоганном Кристофом Аделунгом . Труд Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc. «Всеобщая библиотека» (1545-1555) заложил основы библиографии и имел большое значение для истории литературы .

Память

Портрет Геснера был помещён на банкноте в 50 швейцарских франков , имевшей хождение с 1978 по 2000 год.

Названы в честь Геснера

  • Геснерия (Gesneria ) - типовой род семейства Геснериевые (Gesneriaceae Plum. )
  • Валериана Геснера (Valeriana × gesneri Brügger )

Напишите отзыв о статье "Геснер, Конрад"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • М. Л. Сергеев. Конрад Гесснер (1516-1565) как библиограф // Acta linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. T. IV, 1. СПб.: Наука, 2008.С. 527-537.
  • М. Л. Сергеев. Комментарий к рассмотрению галльских имен в «Митридате» (1555) Конрада Гесснера // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XIV. Часть 2. СПб.: Наука, 2010. С. 292-304.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Геснер, Конрад

– C"est un espion russe, [Это русский шпион,] – перебил его Даву, обращаясь к другому генералу, бывшему в комнате и которого не заметил Пьер. И Даву отвернулся. С неожиданным раскатом в голосе Пьер вдруг быстро заговорил.
– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]
– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.
Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.
Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты, торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.
Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.
Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дым, чью то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.
На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто жо это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» – на секунду блеснуло в душе Пьера.
– Tirailleurs du 86 me, en avant! [Стрелки 86 го, вперед!] – прокричал кто то. Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, – одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.
Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.
Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.
Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.
Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления.
Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви.
Перед вечером караульный унтер офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.
С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Это состояние было испытываемо Пьером прежде, но никогда с такою силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, – сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти.
Вокруг него в темноте стояли люди: верно, что то их очень занимало в нем. Ему рассказывали что то, расспрашивали о чем то, потом повели куда то, и он, наконец, очутился в углу балагана рядом с какими то людьми, переговаривавшимися с разных сторон, смеявшимися.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Избранные труды
    • 2.1 «Всеобщая библиотека» Конрада Геснера
  • 3 Интересные факты
  • 4 Память
    • 4.1 Названы в честь Геснера
    • 4.2 Прочее
  • Примечания

Введение

Ко́нрад Ге́снер , или Гесснер (нем. Conrad Gesner , а также Konrad Gessner, Konrad Geßner, Conrad Gessner, Conrad Geßner, Conrad von Gesner, Conradus Gesnerus ; 1516, Цюрих - 1565, там же) - швейцарский учёный-энциклопедист.


1. Биография

Сын скорняка; отец был убит во время Второй каппельской войны (1531). Конрад воспитывался дядей, привившим ему вкус к словесности и ботанике.

Друзья-протестанты, в первую очередь - Генрих Буллингер, помогли юноше учиться в Цюрихе, Базеле, Страсбурге, Бурже, Париже и Монпелье.

В 1537 был избран профессором греческого языка в Лозанне.

В 1541 получил степень доктора медицины.

В 1557 был назначен профессором натуральной философии в Цюрихе, где вместе с тем занимался медицинской практикой.

Геснер устроил ботанический сад и положил начало первому естественно-историческому музею.

Умер во время эпидемии чумы, леча заражённых.

Научные интересы Геснера были чрезвычайно широки, он работал в области филологии, фармакологии, медицины, минералогии, зоологии, ботаники, библиографии.


2. Избранные труды

Геснеру принадлежит одна из первых попыток классификации растений (Enchiridion historiae plantarum , 1541): он разделил растительное царство, основываясь на признаках цветка и семени; отделил класс, порядок, род и вид, наметив тем самым принципы бинарной номенклатуры.

Слава одного из отцов ботаники пришла к нему посмертно, когда в Нюрнберге было издано его сочинение Opera botanica (Vol. 1-2, 1754, 1759). Карл Линней считал величайшим открытием в ботанической науке выбор Геснером генеративных органов растений (цветка, плода и семени) как основы для их классификации. Именно этот принцип и был последовательно осуществлен в линнеевской систематике растений.

Фронтиспис книги Геснера De Historiae animalium: Liber II de quadrupedibus oviparis , 1554

Геснер - один из основоположников ботанической иллюстрации. Изучая растения, он делал тысячи набросков побегов, цветков и плодов. Благодаря постоянному упражнению руки и глаза, он достиг большой точности рисунка. Обнаруживая тонкие детали структуры органов, вглядываясь в оттенки красок, Геснер выявлял важные для диагностики видов признаки, тем самым развивая метод познания, совершенствуя не только качество научного рисунка, но и понятия органографии и систематики. Оригинальные рисунки Геснера менее условны, чем гравюры по дереву, иллюстрировавшие его естественно-научные труды .

Наиболее известен основополагающий труд Геснера по зоологии Historia animalium (начат в 1551, последний 22 том вышел уже после смерти автора). Взгляды Геснера-зоолога повлияли на Рудольфа-Иакова Камерариуса, Карла Линнея, Жоржа Кювье.

Иллюстрация к «Истории животных» Геснера. Гравюра на дереве, раскрашенная от руки, 1600.

Подход, представленный в его труде по сравнительному языкознанию Mithridates. De differentiis linguarum tum ueterum, tum quae hodie apud diuersas nationes in toto orbe terrarum usu sunt (1555, 21 том), был развит Иоганном Кристофом Аделунгом.

Борхес не раз обращался к трудам Геснера в своем фантастическом «Бестиарии», а также в фантазиях на темы универсальной грамматики и всемирного языка.

Труд Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc. «Всеобщая библиотека» (1545-1555) заложил основы библиографии и имел большое значение для истории литературы.


2.1. «Всеобщая библиотека» Конрада Геснера

«Всеобщая библиотека» Конрада Геснера - слагается из следующих четырех частей: 1) Первая часть носит заглавие, совпадающее с названирм всего произведения в целом: «Всеобщая библиотека или полнейший каталог всех писаний на трех языках: латинском, греческом и еврейском, сохранившихся и не сохранившихся, старых и новейших вплоть до настоящего дня, ученых и не ученых, открытых для всех и таящихся в библиотеках. Новый труд, необходимый не только для устроения общественных и частных библиотек, но и крайне полезный для всех, радеющих о лучшем изучении любого искусства или науки.- Составлен Конрадом Геснером из Цюриха, доктором медицины. В Цюрихе, у типографа Христофора Фрошовера, в сентябре месяце 1545 года» 2) .«Двадцать одна книга Всеобщих разделений, Конрада Геснера из Цюриха, врача и профессора философии. К читателям. Этот том есть второй нашей Библиотеки, содержащий для всей философии и всех искусств и знаний Предметы и общие, а одновременно и частные разряды, напечатал Христофор Фрошовер, в 1548 году» 3) «Теологические разделения, последняя книга всеобщих Пандект Конрада Геснера... Прилагается алфавитный указатель к настоящей книге и предшествовавшим девятнадцати, который восполнит отсутствие ранее обещанного третьего тома. Напечатал в Цюрихе Христофор Фрошовер в 1549 году. 4) Четвёртой частью нужно считать: «Прибавление к Библиотеке Конрада Геснера... В Цюрихе, в типографии Христофора Фрошовера, в марте месяце 1555 года». На обороте титульного листа «Bibliotheca universalis» Геснер поместил короткое обращение к читателям, заканчивающееся двустишием: «Не для себя, а для общих занятий я это составил, Так ведь, пчелы, и вы не себе готовите мед» . Геснер вправе был предпослать своему труду это двустишие: -«Всеобщая библиотека» действительно была для ее современников и последующих поколений одновременно и орудием работы, и стимулом к ней. В следующей за обращением к читателю (посвятительном письме) имперскому советнику Леонарду Беку фон Бекенштейну Геснер прежде всего объясняет причины, побудившие его заняться составлением «Bibliotheca universalis». « Все в этой жизни может погибнуть. Погибла самая богатая библиотека древнего мира - Александрийская библиотека. От многих великих произведений античности до вас дошли только названия. Еще недавно погибла удивительная библиотека венгерского короля Матвея Корвина. Если погибнут те знания, которыми владеют Геснер и его совре¬менники, человечество упадет до уровня дикарей во вновь открытых странах. Эти соображения заставили Геснера закрепить на письме все сведения о литературе, которые ему удалось собрать.» Сперва Геснер, по его словам, хотел ограничиться только указанием старинных трудов, но затем он расширил свой план и решил учесть в «Библиотеке» древние и новые произведения, ученые и не ученые, печатные и рукописные, не исключая и варварских книг, написанных невежественными монахами: И в них можно найти полезное. Нашел же Вергилий золото в нечистотах Эвния, и говорил же Плиний, что каждая книга чем-нибудь да полезна. Правда, нельзя учитывать сплошь все. Еще царь Соломон жаловался на чрезмерное изобилие книг. Но задача браковки вредной литературы и ограничения мании ненужного писательства не входит в задачи Геснера: это дело королей и владетельных князей. Геснер дает читателю практические указания для пользования «Всеобщей библиотекой». Она расположена в алфавите личных имен авторов.

Далее Геснер указывает источники своей «Библиотеки» - библиотеки, которые он лично обследовал или каталоги которых он использовал. Это библиотеки: Ватиканская в Риме, монастыря Спасителя - в Болонье и несколько венецианских библиотек. Затем - некоторые сборники биографий и «каталоги писателей»: Шампье - по медицине, Фихарда - по праву и др.- Геснер полностью использовал труды Иеронима, Геннадия, Иоанна Триттенгемского, а, следовательно, и тех, которыми пользовался последний: Гонория, Сигеберта и др. Заимствования у Иоанна Триттенгемского он отметил на полях своей «Библиотеки» буквой «Т». Для каждого автора указываются его работы, причем для печатных произведений дается подробное их описание не только с приведением места и года издания, количества томов и т. д., но и с оценкой (весьма иногда суровой и, как правило, всегда компетентной) новейших изданий. Помимо того, для каждого автора сообщаются краткие, а иногда и сравнительно подробные биографические сведения. Итак, «Bibliotheca universalis» Конрада Геснера есть алфавитный указатель авторов и их сочинений на латинском, греческом и еврейском языках. Для каждого автора даются то краткие, то более подробные биографические сведения. Работы, имевшиеся в рукописях, отмечаются, как правило, только по названиям. В отношении печатных произведений дополнительно даются выдержки или подробные оглавления; для многотомных собраний сочинений указывается содержание каждого тома, для отдельных крупных произведений - названия «книг», на которые они распадаются, а иногда и глав отдельных книг. В большинстве случаев налицо важнейшие элементы библиографического описания: указания на место и год издания и на издательство. Когда речь идет о произведениях выдающихся авторов, которые переиздавались, дается оценка разных изданий с учетом исправности текста, комментариев и качества типографского оформления. Во всем, кроме того, что можно назвать типом библиографии, Геснер выступил как новатор. Прежде всего это касается тематики. Духовные писатели занимают в «Библиотеке» Геснера второстепенное место. Основная ее тематика светская. Крупным отличием «Библиотеки» от предшествовавших ей библиографических опытов является также то, что в случаях, когда речь идет о произведениях, имеющихся в печати, имя автора и заглавие произведения обычно сопровождаются, как уже было отмечено, прочими наиболее важными элементами описания: указаниями места, года издания, издательства. Конечно, не все эти элементы всегда налицо, и последовательность их не стандартизирована. Но важно то, что Геснер всюду проводит различие в описании печатных и рукописных произведений, которое отсутствует в более ранних библиографиях. Современники интересовались трудом Геснера еще до его опубликования. В ноябре 1544 г. князь Отто Генрих через разных посредников просил о высылке ему листов «Bibliotheca universalis» по мере их отпечатания, ибо это было ему необходимо для формирования собственной библиотеки. Фуггеры звали Геснера в Аугсбург, обещая ему почетную и выгодную должность. Карл V пожаловал ему герб. Но в глазах других, менее богатых современников, «Bibliotheca universalis» имела один существенный недостаток: огромный объем делал ее весьма дорогим изданием. Это учел малозастенчивый современник Конрада Геснера Конрад Вольфхарт, более известный под "эллинизированной фамилией Ликосфен. В 1551 г. в Базеле вышел «Перечень всех писателей, то есть древних и новейших... несколькими годами до того составленный Конрадом Геснером, ныне впервые на пользу ученой республики сокращенный и похвально добавленный по числу авторов Конрадом Ликосфеном». Эрудиты XVII и XVIII веков не могли не вспомнить о Геснеровском труде. В конце XVII - первой половине XVIII в. появляется не менее трех частичных дополнений и исправлений «Bibliotheca universalis». В XVIII веке два раза поднимался вопрос о новом издании труда Геснера.


3. Интересные факты

Хорхе Луис Борхес не раз обращался к трудам Геснера в своем фантастическом «Бестиарии», а также в фантазиях на темы универсальной грамматики и всемирного языка.

4. Память

4.1. Названы в честь Геснера

  • Геснерия (Gesneria L. ) - типовой род семейства Геснериевые (Gesneriaceae Plum. )
  • Валериана Геснера (Valeriana × gesneri Brügger )

4.2. Прочее

Банкнота в 50 франков с изображением Геснера

Портрет Геснера был помещён на банкноте в 50 швейцарских франков, имевшей хождение с 1978 по 2000 год.

Примечания

  1. А. К. Сытин. Особенности русской ботанической иллюстрации первой половины XVIII века - herba.msu.ru/russian/journals/herba/icones/sytin2.html
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 01:21:25
Похожие рефераты:

(Conrad Gesner, по-латыни Gesnerius) - выдающийся многосторонний ученый (1516-1565), учился в Цюрихе, Страсбурге, Бурже и Париже. В 1537 г. был избран профессором греч. яз. в Лозанне, а потом, после кратковременного пребывания в Монпелье, профессором философии в Цюрихе, где он занимался вместе с тем и медицинской практикой. Его сочинения: "Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc." (Цюрих, 1545-55) имело большое значение для истории литературы. Он возбудил также снова любовь к занятиям естественными науками, устроил Ботанический сад и положил начало первому естественно-историч. музею. Ему же принадлежит одна из первых попыток классификации растений: он разделил растительное царство, основываясь на признаках цветка и семени. Главнейшие сочинения Г. по естествознанию: "Historia animalium" (Цюр., 1550-87), "Opera botanica" (Нюрнб., 1753-59). Кроме того, Г. писал о целебных источниках, о лекарственных средствах, о природе и сродстве языков и издавал и комментировал многих древних авторов.

См. Hanhart, "Konrad Gesner" (1824).

  • - Николай Иосифович - российский ученый, востоковед, академик...

    Вся Япония

  • - Николай Иосифович, востоковед, академик АН СССР. Осн. труды по литературе, языкознанию, истории и истории культуры Японии и Китая, проблемам исторического и культурного развития стран Востока и Запада...

    Русская энциклопедия

  • - Иоганн Маттиас, специалист по классич. филологии. В 1730 ректор школы Фомы в Лейпциге, в 1734 - профессор в Гёттингене, где он организовал общегерм. филологич. семинар...

    Словарь античности

  • - Фриц, военно-морской деятель, доктор философии, контр-адмирал. 10.4.1901 поступил в ВМФ кадетом. В 1901-02 прошел подготовку на учебном корабле «Мольтке». Окончил военно-морское училище со специальным курсом. 29.9...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - , швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве...

    Художественная энциклопедия

  • - живописец в СПб....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый нем. ученый, был с 1734 г. проф. элоквенции в Геттингене, где им основана первая Филологическая семинария...
  • - знаменитый немецкий ученый, был с 1734 г. профессором элоквенции в Геттингене, где им основана первая Филологическая семинария...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немец. идиллический поэт и художник. Впервые он обратил на себя внимание большой идиллической поэмой "Daphnis" , в 1756 г. вышел первый томик его идиллий, а в 1758 г. "Der Tod Abels"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Виц Конрад, швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве...
  • - I Ге́снер Конрад, швейцарский естествоиспытатель, филолог и библиограф...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Геснер Конрад, швейцарский естествоиспытатель, филолог и библиограф. С 1537 профессор в Лозанне, с 1541 врач в Цюрихе, где умер от чумы. Автор «Истории животных» ≈ первой зоологической энциклопедии того времени...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Геснер Саломон, швейцарский поэт и художник. Писал на немецком языке. Сын книготорговца. Обучался живописи в Берлине. Был пейзажистом и гравёром в Цюрихе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "Император Август и Тибрская Сивилла". 1435...

    Энциклопедия Кольера

  • - швейцарский естествоиспытатель, библиограф...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Швейцарский поэт, художник-пейзажист, гравер. Родился 1 апреля 1730 в Цюрихе. Сын книготорговца. Обучался живописи в Берлине. Работал в Цюрихе. Писал на немецком языке...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Геснер Конрад" в книгах

Конрад

Из книги Законы успеха автора

Конрад Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженевский) (1857–1924) – английский писатель, по национальности поляк. Я не люблю работать – никто не любит работать, но мне нравится то, что есть в работе, – возможность найти себя. Свою собственную реальность – для себя, не для

КОНРАД

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

КОНРАД Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженевский) (1857–1924) – английский писатель, по национальности поляк. Я не люблю работать – никто не любит работать, но мне нравится то, что есть в работе, – возможность найти себя. Свою собственную реальность – для себя, не для

Соломон Геснер

Из книги Избранное. Завершение риторической эпохи автора Михайлов Александр Викторович

Соломон Геснер

IV - Конрад Виц

автора Бенуа Александр Николаевич

IV - Конрад Виц Конрад Виц Конрад Виц. Хождение по водам. 1444 год. Музей в ЖеневеОгромный шаг вперед сказывается в творчестве базельского художника Конрада Витца (называвшего себя по-латыни Sapiens), от которого мы имеем датированную серию картин (музей в Женеве) и, кроме того,

Конрад Виц

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Конрад Виц Конрад Виц. Хождение по водам. 1444 год. Музей в ЖеневеОгромный шаг вперед сказывается в творчестве базельского художника Конрада Витца (называвшего себя по-латыни Sapiens), от которого мы имеем датированную серию картин (музей в Женеве) и, кроме того, несколько

Конрад IV - Конрад III

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Конрад IV - Конрад III Конрад IV - это еще один член вымышленного клана Гогенштауфенов, сын Фридриха II. 1228 Рождение Конрада 1093 Рождение Конрада 135 1237 Конрад становится римским королем 1138 Конрад становится римским

4. Сыновья Фридриха II. - Конрад IV. - Возвращение папы в Италию. - Тамошние дела. - Положение Манфреда как наместника Конрада. - Конрад IV является в Италию и вступает во владение Сицилийским королевством. - Иннокентии IV предлагает инвеституру его сначала Карлу Анжуйскому, потом английскому принцу

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Сыновья Фридриха II. - Конрад IV. - Возвращение папы в Италию. - Тамошние дела. - Положение Манфреда как наместника Конрада. - Конрад IV является в Италию и вступает во владение Сицилийским королевством. - Иннокентии IV предлагает инвеституру его сначала Карлу Анжуйскому,

Конрад I

автора

Конрад I Немецкий король из Франконской династии, правивший в 911-918 гг. ум. 23 дек. 918 г.После того как умер Людовик Дитя, немецкие вельможи стали искать между своими князьями такого, который был бы достоин королевского сана. Большинство готово было избрать герцога

Конрад II

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Конрад II Немецкий король и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший в 1024 – 1039 гг.Ж.: Гизела, вдова герцога Швабского Эрнста (ум. 14 февр 1043 г.).Ум. 14 июня 1039 г.После кончины императора Генриха II, не оставившего наследников, немецкие вельможи и

Конрад III

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Конрад III Немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Гогенштауфенов, правивший в 1138-1152 гг.Ж.: Гертруда, дочь графа Сулзбах Беренгара II (ум. 1146 г.),Род. 1093 г. ум. 15 февр.1152 г.После смерти императора Лотаря II, не оставившего сыновей, немецкие князья должны

Конрад IV

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Конрад IV Из рода Гогенштауфенов. Иерусалимский король в 1228-1243 гг. Немецкий король в 1237-1254 гг. Король Сицилии в 1250-1254 гг. Сын Фридриха II и Иоланты.Ж.: с 1246 г. Елизавета, дочь герцога Баварского Оттона II (род. 1227 г. ум. 1273 г.).Род. 1228 г. ум. 21 мая 1254 г.Время правления Конрада в Германии

Виц Конрад

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Виц Конрад Виц (Witz) Конрад (р. после 1400, Ротвейль, Вюртемберг, - умер до 1446, Женева или Базель), швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве. Переходя от принципов готики к искусству Возрождения, В. достиг большой пластической убедительности в изображении фигур,

Геснер Конрад

БСЭ

Геснер Саломон

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Конрад II

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ