Преподобный мефодий пешношский. Чудотворения по молитвам преподобного игумена мефодия пешношского чудотворца


Преподобный Мефодий Пешношский проходил свой жизненный путь в середине XIV века. Кто были его родители, где и когда он родился, мы не знаем. Но известно, что преподобный Мефодий в числе первых пришел в пустыню к преподобному Сергию Радонежскому и «от него в иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был».

Со временем обитель Сергия стала наполняться иноками. В окрестностях монастыря селились земледельцы и, как повествует преподобный Епифаний, «исказиша пустыню и не пощадиша, и составиша селы и дворы многи». Преподобный Мефодий, желая работать Господу наедине, в безмолвии, просит своего учителя благословить его на особое пустынное пребывание.

В 25 км от города Дмитрова, на берегу реки Яхрома, среди непроходимых болот и лесов, преподобный Мефодий срубил себе келию и поселился в ней. Зная трудности подвига пустынножительства, преподобный Сергий поспешил навестить своего ученика, ободрить и утешить. Осмотрев место, на котором поселился Мефодий, прп.Сергий дает совет переселиться на устье малой речки Пешноша, где пространства сухого больше и удобнее.

Строго-подвижническая жизнь Мефодия в обители Сергия, удаление на пустынножительство и посещение Сергия скоро сделались широко известными. К нему начали стекаться отовсюду ревнители богоугодной жизни. Тогда и явилась необходимость в постройке храма. Митрополит благословил, дмитровский князь дал землю, и вот на берегу реки Пешноша построен деревянный храм во имя святителя Николая.

Положивши начало обители в 1361 году, преподобный Мефодий был и первым в ней игуменом. Игуменский посох вручен ему если не самим святителем Алексеем, митрополитом Московским, то одним из епископов, по его благословению.

Основатель обители Пешношской, первый игумен ее был и первым между братии по подвигам поста, труда и молитвы. Примером подвижнической жизни он воспитал добрых иноков. Строгий к себе, он был милосерден к другим. Из древних стихир, составленных в честь его, мы знаем, что каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и всех он питал.

Hет сомнения, что преподобный Сергий неоднократно бывал в обители Мефодия. Не случайно, в 2 км от монастыря есть место, называемое беседным. Туда, по преданию, удалялись для духовных бесед и молитвы преподобные Сергий и Мефодий, когда бывали вместе.

Преподобный Мефодий тоже посещал своего учителя. В 1380 году, когда золотоордынский хан Мамай повел полки на разорение земли русской, прп.Мефодий пришел в Троицкую обитель и был среди иноков, молившихся с преподобным Сергием о даровании победы русским воинам на поле Куликовом.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий мудро и богоугодно правил обителью. Умирая, он дал заповедь ученикам своим хранить в монастыре введенное им общежитие и быть милостивым к нищим и странникам. Оплакав кончину своего учителя, преподобного Сергия (8 октября 1392 г.н.ст.), он и сам вслед за ним переселился в небесные обители (17 июня 1393 г.н.ст.). Собеседники на земле скоро опять соединились на небе.

Нетленное тело его погребено в основанной им обители, близ церкви святителя Николая. Над гробом его ученики соорудили дубовую брусяную часовню, которая стояла более 300 лет. В 1732 году одним из настоятелей обители вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

До середины 19 века в обители не было храма во имя прп. Мефодия. Но в 1859 году под колокольнею, близ самых мощей преподобного, был устроен алтарь с престолом во имя прп. Мефодия.

В 1549 году Московский собор причислил к лику святых преподобного Мефодия, установив празднование ему в день преставления – 17 июня, а также в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинопольского – 27 июня и в Соборе Радонежских святых - 19 июля.

17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия († 1393) – основателя Николо-Пешношского монастыря (10-лет назад возродилась монашеская жизнь в этой древней обители), верного ученика .

Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского.

Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

Если многие из первых русских монастырей, со времен , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав.

Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей. Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.

Прп. Мефодий Пешношский

Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны».

До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришёл к преподобному Сергию Радонежскому.

То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде».

Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.

Видимо, ещё достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

Прп. Мефодий провёл у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.

Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).

В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.

Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».

Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошёл ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.

Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.

В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подаёт нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.

Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.

Преподобне отче Мефодие, моли Бога о нас!

Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ Еди́наго возлюби́л еси́,/ и, сего́ ра́ди в пусты́ню всели́вся,/ в ней оби́тель сотвори́л еси́,/ и, собра́в и́нок мно́жество,/ прия́л еси́ от Бо́га чуде́с дар, о́тче Мефо́дие,/ и был еси́ о Христе́ собесе́дник и спо́стник преподо́бному Се́ргию,/ с ни́мже у Христа́ Бо́га испроси́ правосла́вным Христиа́ном здра́вие, и спасе́ние,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Любовью к Богу с юности разжигаем, все мирские блага возненавидев, Христа Единого ты возлюбил и поэтому поселился в пустыни , создал в ней обитель и, собрав множество монахов, получил от Бога дар чудотворений, отче Мефодий, и был ты о Христе ревнитель и постник, как и преподобный Сергий , с ним же у Христа Бога испроси для православных христиан здоровья и спасения и душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ безпло́тныя враги́ сле́зными моли́твами твои́ми кре́пко посрами́л еси́/ и яви́лся еси́ Пресвяты́я Тро́ицы жили́ще,/ Ю́же зря, блаже́нне, я́сно,/ Богому́дре Мефо́дие преподо́бне,/ чуде́с дар от Нея́ прия́л еси́./ Те́мже исцеля́еши с ве́рою приходя́щих неду́ги,/ утоля́еши ско́рби// и мо́лишися непреста́нно о всех нас.

Перевод: Возлюбивший послушание, бесплотных врагов твоими слезными молитвами ты сильно посрамил и явился жилищем Пресвятой Троицы , Ее же ясно созерцая, блаженный , Богомудрый Мефодий преподобный , принял от Нее дар чудотворений. Потому исцеляешь болезни с верой приходящих, утоляешь скорби и молишься не переставая обо всех нас.

Молитва преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле и Небе́сный челове́че, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мефо́дие! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и мо́лимся приле́жно: яви́ нам, смире́нным и гре́шным, свято́е оте́ческое твое́ заступле́ние: се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго к Нему́ предлага́ем, и про́сим тя со усе́рдием мно́гим, испроси́ нам у бла́гости Его́ благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, в искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душе́ и телесе́ здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и безмяте́жное житие́, благу́ю христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ Христо́ве. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих правосла́вным христиа́ном спасе́ние и на враги́ одоле́ние и всему́ оте́честву на́шему мир, тишину́ и благострое́ние. Не лиши́ нас по́мощи твоея́ Небе́сныя, но моли́твами твои́ми всех нас приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ нас бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ свято́е оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в и пресла́вный чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Мефо́дие! При́зри на ны гре́шныя, обурева́емыя треволне́нием жите́йских страсте́й и к тебе́ вопию́щия: мы бо, ча́да твоя́ духо́вная и огра́ды твоея́ слове́сныя о́вцы, на тя, по Бо́зе и Богоро́дице, упова́ние на́ше возлага́ем, и тя со умиле́нием про́сим: хода́тайством ко Го́споду Бо́гу испроси́ нам мир, здра́вие, долгоде́нствие, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие, дожди́ благовре́менны, и вся ны изба́ви от вся́ких бед: гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, вредоно́снаго че́рвия снеда́ющаго плоды́ земны́я, тлетво́рных ветро́в, смертоно́сныя я́звы н напра́сныя сме́рти, и во всех ско́рбех и печа́лех на́ших бу́ди нам уте́шитель благи́й и помо́щник ско́рый, сохраня́я нас моли́твами твои́ми от паде́ний грехо́вных и сподобля́я насле́дники бы́ти Ца́рствия Небе́снаго: да прославля́ем вку́пе с тобо́ю всех благ пода́теля, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вконтакте

4/17 июня – день памяти преподобного Мефодия Пешношского, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Мефодий Пешношский


В древнем тропаре преподобный Мефодий Пешношский назван «собеседником и сопостником великого Сергия» (однако некоторые современные исследователи полагают, что преподобный Мефодий был учеником ученика преподобного Сергия).

Где, когда и в какой семье родился преподобный Мефодий, неизвестно. В начале XIX века в результате сильного пожара уникальный рукописный архив и библиотека Пешношского монастыря сгорели, что затрудняет проверку сведений об обители и ее основателе. Известно, что в середине XIV века в Троицкий монастырь он пришел молодым человеком. Согласно церковной традиции под водительством преподобного Сергия Мефодий несколько лет проходил школу иноческого воспитания. «Ангелом любезную чистоту от юности твоея возлюбив, к добродетелей подвижнику преподобному Сергию в обитель притекл еси, и от него во иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был еси», – сказано в акафисте преподобному Мефодию Пешношскому. Со временем у воспитанника Троицкого монастыря появилось желание предаться безмолвию. В 1361 году, получив благословение святого, он направился на поиски уединенного места.

Преподобный Мефодий Пешношский. Икона на колонне
у раки преподобного Никона Радонежского в Никоновском приделе
Троицкого собора Троице-Сергивой Лавры

В глубине дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота он поставил себе келию для отшельнического жития. В строгом посте и горячих молитвах проходили его дни. Душа преподобного все более отрешалась от мира. Но не сумел он укрыться от ревнителей благочестия, и вокруг него начали собираться иноки.

Преподобный Сергий, посетив Мефодия, дал ему совет построить обитель и храм на другом, сухом, месте. Как послушный сын, преподобный Мефодий исполнил волю своего наставника: перенес свою келию через речку и со временем вместе со своими учениками построил рядом деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Он и сам усердно трудился на строительстве, «пеш» нося деревья через речку. Отсюда согласно церковному преданию и произошло название основанного им Никольского общежительного монастыря – Пешношский. «Труды великия подъял еси при созидании обители твоея пустынныя, древеса секий и здания обители сооружая рукама твоима», – воспевается в акафисте преподобному Мефодию Пешношскому.


Преподобный Мефодий Пешношский.
Роспись свода Братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры


Временами преподобный Мефодий удалялся за две версты от обители, чтобы подвизаться в уединенной молитве. Преподобный Сергий посещал своего ученика несколько раз. До революции в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, молились преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель вместе выкопали два пруда и посадили аллею из вязов. В былые времена к этой часовне совершались крестные ходы.

В 1391 году преподобный Мефодий стал первым игуменом Пешношского монастыря. Суровый аскет, презревший земные блага, он подавал насельникам обители пример смирения и воздержания. Строгий к себе, преподобный Мефодий был милостив к братии, снисходил к их немощам и с любовью предостерегал от ошибок.


Николо-Пешношский монастырь


Преподобный Мефодий славился благотворительностью. У ворот его обители всегда собиралось множество нищих, которые знали, что игумен не откажет им в пропитании. Нередко он делился с нуждающимися последним куском хлеба.

В акафисте преподобному Мефодию Пешношскому есть такие слова: «Рука твоя никогда оскуде на подаянии милостыни тоя требующым».

Своей обителью преподобный Мефодий управлял более 30-ти лет. Согласно источникам XVIII века святой отошел ко Господу 4 июня 1392 года, незадолго до кончины своего учителя преподобного Сергия (по другим сведениям, на год пережив преподобного Сергия), и был погребен в Николо-Пешношском монастыре возле церкви Святителя Николая. На погребение игумена Пешношской обители стеклось множество богомольцев, горько оплакивавших потерю своего благотворителя. Ученики преподобного Мефодия построили над его гробом дубовую брусчатую часовню, которая простояла более 300 лет. В 1732 году на ее месте была возведена небольшая церковь во имя Преподобного Сергия, а часовня перенесена на то место, где Мефодий срубил свою первую келию.

Со дня кончины преподобного Мефодия его почитали в Пешношском монастыре как святого, хотя до середины XVI века он не был канонизирован Церковью. В 1547 году митрополит Макарий послал окружную грамоту во все епархии с предложением собирать рукописи с текстами житий и свидетельства о чудесах новых русских подвижников. Грамота была получена и на Пешноше при игумене Варсонофии. Настоятель представил необходимые сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия Пешношского. Московский Собор 1549 года причислил его к лику святых. В составленной вскоре суздальским иноком Григорием службе российским новым чудотворцам в их числе упоминается и преподобный Мефодий Пешношский. В Пешношской обители хранились деревянный потир, из которого причащал верующих основатель монастыря, и ковчежец с частицей мощей преподобного Сергия.

Мощи преподобного Мефодия покоятся под спудом в Сергиевском храме Николо-Пешношского монастыря. По молитвам у его гробницы совершались многочисленные чудотворения. В акафисте преподобному Мефодию поется: «Радуйся, скорбящих утешителю. Радуйся, болящих целителю. Радуйся, унывающих ободрителю. Радуйся, бедствующих избавителю».

В 1859 году по благословению святителя Филарета (Дроздова) у мощей преподобного был устроен алтарь с Престолом во имя Преподобного Мефодия. В настоящее время гробница с мощами святого Мефодия в Николо-Пешношском монастыре доступна для поклонения.

Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, глас 8


Б ожественною любовию от юности распаляемь, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав инок множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение, / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобному Мефодию, игумену Песношскому, глас 4


П
ослушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Мефодию Пешношскому

О, священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче наш Мефодие! Припадаем к тебе с верою и любовию, и молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, святое отеческое твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашим - веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, в искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней, и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Ей, преподобне отче! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое отеческое заступление во веки веков. Аминь.


Память преподобного Мефодия Пешношского совершается 4/17 июня, в день блаженной кончины, и 14 (27) июня, в день памяти тезоименитого ему святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

17 июня исполняется 625 лет со дня преставления – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика .

Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа

Если многие из первых русских монастырей, со времен , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.

Одним из ближайших учеников Сергия Радонежского был Мефодий

Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны». До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде». Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.

В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя

Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

Прп. Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.

Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

Основатель монастыря сам трудился на строительстве церкви и келий

Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.

Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».

Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.

Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.

В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.

Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.

На 17 июня приходится день памяти преподобного Мефодия, который был основателем монастыря в Пешноше. Его мощи известны на всю страну, ведь они обладали чудотворной силой и были способны вселить веру в человека. Многие больные приходили в монастырь, чтобы излечить разнообразные изъяны на своём теле или в глубинах души.

Еще, будучи юношей, святой Мефодий обращался за житейскими советами к Сергию Радонежскому, впоследствии став его последователем. Преподобный Сергий был очень рад, что взял в ученики талантливого мальчика, искренне верившего в силу Господа Бога и православия в целом. Примечательно, что о родителях игумена Пешношского не указано ни в одном историческом источнике, а потому о его дате рождения и детских годах не известно ничего. После встречи с Сергием, жизнь святого Мефодия кардинально поменялась. Он переселился в небольшую лесную избушку, которая находилась возле реки Яхромы, в 25-ти километрах от ближайшего населённого пункта. Там он возвёл собственную маленькую церковь для молитв и прочих духовных подвигов. Долгие десять лет текла его жизнь в суровых постах, одиночестве и бесконечных молитвах. Потому Мефодий всё больше и больше отрешался от обычного земного мира, стремясь к иночеству и проживанию в лесу или горах. Но, через некоторое время, к нему пришла группа людей, изъявившая желание учиться у святого, перенимая безмерное почитание и глубочайшую любовь к Господу Богу. Через некоторое время к Мефодию пришел его наставник – Сергий Радонежский. После длительной беседы он дал несколько советов игумену: построить новый храм и переселиться в другое, более сухое и чистое место. Мефодий Пешношский послушался его, основав монастырь около реки Пешнош. Именно из-за этой речки к нему на всю жизнь и привязалось данное прозвище.

Начиная с 1391 года, монастырь Мефодия был освящен, а мужчину официально назначили игуменом и руководителем святыни. Ученики проповедника были приучены к трудолюбию, послушанию и духовной чистоте. Прислужники сами себе добывали пропитание, прибегали к суровым постам и ежедневным молитвам. Игумен всегда был примером для собственной братии и отличным руководителем. Он отличался безмерной добротой даже в тех редких случаях, когда ученики делали что-то неправильное или ненужное. К примеру, однажды один из его учеников был уличен в краже, за что его хотели изгнать из обители. Но проповедник видел, что юноша искренне раскаивается, за что решил оставить его возле себя для перевоспитания. За эти достижения его все любили, уважали и прислушивались к советам мужчины.

Иногда святой Мефодий, следуя зову сердца, отправлялся в одиночное странствие, подвизаясь в молитве Господу Богу. Время от времени к нему приходил Сергий Радонежский, с которым они вели долгие беседы о христианстве. Однажды, перед тем как отправиться в очередное странствие, святому приснился вещий сон, где Творец запретил мужчине куда-либо уходить, сказав следующее: «Скоро ты будешь на Небесах, потому оставайся у себя дома и заверши все земные дела». И вправду, через два дня, в конце 1392 года Мефодий преставился Господу в собственном монастыре. Во время погребения вокруг святыни собралось огромное скопление людей, которые оплакивали смерть талантливого и доброго наставника. Через сто лет, в 1549 году, Мефодия Пешношского причислили к лику святых на ежегодном Московском Соборе. После этого Православная Церковь установила торжество в память святому, на котором проводится божественная литургия в честь перенесение чудотворных мощей Мефодия.