Начальная школа в ссср срок обучения. Средняя школа в ссср: взгляд советской ученицы

Храм знаний, важная жизненная ступень, кузница ученых и чемпионов - это все для напыщенных речей и текстов дурных писателей. Школа - обычное здание, вмещающее учеников и педагогов, но очень-очень разных, что бы там ни говорили. Школа - обычное заведение, наполненное конфликтами - большими и маленькими, серьезными и не стоящими выеденного яйца, межполовыми, межрасовыми, межвозрастными, кастовыми, отцов и детей. Но вынесли мы из школьных лет знания и умение адаптироваться в социуме, чего нынешней молодежи зачастую не хватает, несмотря на наличие школьных психологов. Жизнь в жизни - вот что такое советская школа.

Школьная форма

Синие костюмы для мальчиков, коричневые платья для девочек. К коричневым платьям полагался в будни - черный фартук, в праздники - белый. Нет простора? А фартук? Какими они были! С крылышками обычными, пышными, плиссированными, гофрированными, вышитыми, с аппликацией - на 50 девчонок не найти пары одинаковых. А ведь еще карманы!

К середине 80-х школьную форму изменили. Ввели синие тройки для всех: у мальчиков - брючный костюм, у девочек - с юбкой. Это была радость - стало можно носить разные блузки (лишь бы белые), и многие девочки облачились в модные водолазки (у кого они были). Еще один плюс - длина юбки. Школьное платье кто же даст обрезать? А вот юбку подвернуть проще простого - и забегали голенастые девочки в мини, закатав несколько раз ткань вокруг пояса. До и после уроков в туалете было не продохнуть: утром юбки подворачивали, днем - возвращали обратно.


Обязательная составляющая советской школьной формы (за исключением октябрят) - пионерский галстук - жила ровно один учебный год. После ее ждала судьба, может, не такая почетная, но уж точно более важная с точки зрения пионера, окунувшегося в каникулярные радости. Радость у всех была одна - пионерский лагерь.

Все знали, что в конце августа попадет от родителей: кого-то лишат кино и сладостей, с кем-то не будут разговаривать, а кого-то и выпорют - это было неважно. Галстук из года в год шел на заклание: он превращался в хранилище росписей - на красном треугольнике расписывались те, кто был почти до безумия дорог на протяжении лета. Это была честь - получить предложение расписаться на галстуке. Это было признание в любви, если речь о разнополых детях.

Расставаясь, подростки думали, что уже не очнутся от горя, но как максимум в ноябре не помнили о объектах дружеской и, чего уж там, - любовной привязанности. И только росписи (если родители не погубили окончательно испорченный галстук) смутно напоминали чудные мгновения - не в лицах даже… ощущением.

Иерархия

Протест. Неосознанный, подсознательный, отрицаемый, но протест - только так можно охарактеризовать иерархию внутри класса. Заводила и двоечник - любимец, отличник и общественный активист - чужой человек. Вокруг активистов был вакуум. Они варились в каком-то собственном соку, весьма далеком от общества.

Иерархия эта возникала в середине пути. Младшие школьники открыто презирали двоечников, не хотели садиться с ними за парту (наказание за провинность - посадить рядом с двоечником «на Камчатку»). Начиная класса с 4-го градус популярности «Камчатки» неуклонно стремился вверх и к 7-му взбирался на недостижимую высоту. «Камчатка» превращалась в элитные места.

Выборы старосты

Протестными были и выборы старосты. Год за годом класс ставил на отпетого хулигана - год за годом учителя отклоняли кандидатуру, награждая полномочиями одну из отличниц.

Противостояние получалось очень интересным, но абсолютно бессмысленным. У старосты была куча обязанностей, но никаких преференций (в них отличники и не нуждались). Любимец класса разве что под угрозой отправки в колонию стал бы заниматься организационными вопросами, да и то - как минимум половину исполнить не смог бы.

Кто и когда придумал сделать эту должность (если ее так можно назвать) выборной? С детства детей приучали спокойно относиться к игнорированию их выбора. Как ни странно, вреда в этом было меньше, чем пользы - по крайней мере, люди были избавлены от жесткого взрослого разочарования в куда более важных выборах.

Школьная стенгазета


Свой вещательный орган был в каждом классе. Редколлегия стенгазеты состояла из 2–3 особо едких девчонок. Вокруг них тоже было пространство, но не вакуум - другого свойства: мало кто хотел попасть на юное перо, и потому обижать журналистов даже не пробовали. И уважали - неподдельно. И не только уважали, но и помогали, таская «каштанчики» из школьной жизни (совсем необязательно было наполнять газету рассказами только о классных персонажах).

Помощь бывала и материальной, особенно в праздники. Новогоднюю стенгазету готовили всем классом загодя. Елочные игрушки раньше были настоящими - не бездушными пластиковыми мячиками, абы как разрисованными, а из стекла с тонкой росписью. Конечно, ни один НГ не обходился без битого стекла. Его собирали, гордо заявляя родителям о необходимости подготовки стенгазеты к следующему НГ, и хранили целый год. Буквы писали на ватмане клеем, а затем на этот клей помещали измельченные битые шарики - получалось празднично, блестяще, ярко, но никак не гламурно. Так же таскали гербарии для осенних газет - и они расцветали красками засыпающего леса. В таких выпусках никого не продергивали - ценили помощь.

Уроки начальной военной подготовки


Их любили все, а «энвэпэшник» был бог и царь. Единственно, что омрачало постижение любимого предмета - теория. Уроки НВП были 2 типов: теория и практика. Практика тоже не была однородной: мальчики уже в школе познавали солдатскую муштру, а девочки попросту балдели, когда доходило до военно-строевой подготовки - шушукались по углам о своих маленьких девичьих секретах, тайком подкрашивая губы и ресницы (особо смелые - и ногти).

А вот от стрельбы никого не освобождали. Дети радовались - стрелять любили все без исключения. Настоящая винтовка (пусть и пневматическая) - элемент взрослой жизни, а какой подросток не мечтает скорее повзрослеть?

Были пятна и на военном «солнце» - команда «Газы». Она звучала всегда не вовремя («энвэпэшники» были хитры) и доставляла массу неприятностей, особенно девчонкам: как только поступала команда, необходимо было быстро надеть противогаз. Военрук стоял с секундомером, а дети напяливали на себя резинового «слоника» - резина жестко прихватывала волосы из косичек и хвостиков; модниц посещало желание сбросить пышные банты вместе с косами - постричься то есть, и даже не под Мирей Матье, а как можно короче. Ни одна коса не пострадала - уже на перемене девочки забывали о злобных противогазах.


Макулатура и металлолом

Определенно - не было в стране школы, где не организовывали бы сбор макулатуры и металлолома. Если с макулатурой еще можно было как-то управиться, поскольку к ней все были привычными (еще бы: вороха старых газет давали право приобретения годных книг; как ни странно, но бумагой охотно делились), то с железками дело обстояло не так радужно. Лом был тяжелым, найти его - еще тяжелее (машин практически не было, откуда взяться бесхозному железу?).

Однако ларчик открыли просто - вместо уроков труда/домоводства школьники с удовольствием шли на улицу изучать ее на предмет кем-либо брошенного/потерянного металла. Удавалось сие не всегда - народ был законопослушным и особо не разбрасывался, но каким-то чудом находили этот неуловимый лом.

Во времена Андропова сбор чего бы-то ни было вместо уроков труда пришлось прекратить - снабжение всех учеников справками с проставленным в них временем, видимо, оказалось неподъемной ношей.

Шефство над пенсионерами


Шефство над пенсионерами пользовалось популярностью, как и сбор металлолома, - если бегать в магазин и аптеку, мыть бабушкам и дедушкам полы и окна, выносить мусор надо было в урочные часы. В неурочные этим занимались только будущие медалисты и комсорги (О! они знали наперед, что такими станут), для кого великолепная характеристика играла значение чуть ли не решающее. Остальным было откровенно до лампочки, но они все делали с нескрываемым удовольствием, когда получали освобождение от пары последних уроков: окна мыть все лучше, чем сидеть в классе и ждать вызова к доске. А бабушки и дедушки видели счастливые детские лица. Вот вам пример странных взаимосвязей, где разделить добро и зло невозможно.

РОНО и ГОРОНО

Все ухищрения с ломом и шефством, приводившие к жертвам в виде уроков, имели подоплеку, но это было вовсе не желание приучить детей к сознательной жизни и необходимости физического труда (и это было, но не у всех и в куда меньшей степени), а отчетность.

Районный отдел народного образования (если не изменяет память) и Городской отдел тоже образования, тоже народного - бич. Бич учителей - в первую очередь. План царил везде - и в школах. План по успеваемости, по исправлению трудных (а если бы не было трудных?), по килограммам макулатуры и металлического лома, по принятию в пионеры, по внеклассной работе. И ради хорошей отчетности приходилось идти на жертвы. Еще один взрослый урок - поиск компромиссов.

От автора : сейчас, с высоты лет, я говорю - это был бич; план заставлял великолепных, без преувеличения, учителей раздавать готовые экзаменационные решения, лишь бы не упала успеваемость, лишь бы те ребята, кому предмет неподвластен в силу отсутствия природных склонностей, смогли хоть как-то его сдать.

Посмотрел, и сразу стооооооооолько вспомнилось...
Дежа вю, одним словом.

Оригинал взят у pspspslipetsk в Всего 50 фотографий, предметов советской школы

Всего 50 фотографий, которые многим навеют ностальгию, ведь на них изображены предметы советской школы, которыми мы регулярно пользовались, когда были школьниками. Также представлены фотографии из школьной жизни.



В 1918 году церковь отделилась от государства, а школы отделились от церкви, после чего был введён принцип советского образования. Уже в 1930 году в России был введён принцип всеобщего обязательного бесплатного образования. Для уменьшения неграмотности среди населения вплоть до 1930-х годов в системе народного образования СССР действовали школы ликбеза, школы грамотности.

В СССР была создана система общеобразовательных школ, охватывающая все слои населения. Существовали средние общеобразовательные школы, вечерние школы, школы для работающей молодёжи.

Советский калькулятор и счеты, без этих школьных предметов никак нельзя было обойтись на математике.

Букварь 1958 года

Папки для бумаг на завязочках.

Арифметика для 1-го класса (1965 год)

Логарифмическая линейка

Обучение часам, алфавиту и счетам

Портфель учителя советской школы

Пенал для ручек и карандашей.

Скрепки металлические, которые впоследствии заменили скрепки пластмассовые.

Очень нужная линейка и не только для уроков, но и как средство от скуки.

Трафаретами пользовались все: и учителя, и ученики при оформлении стенгазет, журналов, рефератов и т.п.

Букварь 1964 года

Советский блокнот

Свидетельство об окончании восьмилетнего образования

Куда же без портрета Ленина… Данный предмет висел в каждом классе, в холле и в кабинете у директора

Игра для расслабления — настольный футбол

Лучше чем этот конструктор ничего не может быть. Огромное количество деталей с отверстиями. Из них можно было делать все что угодно.

Советское Лего.

Как завязать пионерский галстук

Табель успеваемости, ручка и бутылка черных чернил Радуга, которые стоили 12 копеек в начале 80-х годов

Эмблемы школьной формы 80-х

Школьный ранец, который можно было встретить в советских школах в 80-х

Разноцветные карандаши Полицвет являются хорошим дополнением к школьным предметам

Советская школьная столовая

Ребята на уроке труда

Подготовка домашнего задания

Урок физкультуры в 4-м классе (весна 1945 года)

День знаний начал праздноваться в 1984 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. В советское время 1 сентября было учебным днем, начинавшимся с торжественной линейки, после которой проводился урок мира и другие сокращенные уроки.

В советские годы и на нынешнем постсоветском пространстве широко распространен стереотип советской школы как «лучшей в мире».

В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: для младших классов октябрятские звёздочки, с 4-го по 7-й класс пионерские отряды и в старших классах — комсомольские организации.

Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917-начале 1918 г. Были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с

А.В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось

создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество "Долой неграмотность!". Развернулось всенародное движение за

ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного

населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ),

школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты ("рабфаки"), "подтягивавшие" их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов. Многие из преподавателей в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как "буржуазный элемент". Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не

менее, качество преподавания упало. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х--30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий

вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за "идейную чистоту" предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. Группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.С. Франк, И.А.

Ильин, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом "Краткого курса истории ВКП(б)" появился своеобразный "эталон", с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы).

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках

большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

Важным мероприятием была реформа правописания, проведенная в 1918 г. Из алфавита были исключены многие буквы употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание "Ъ" в конце слов, оканчивавшихся на согласные.

После образования СССР (в 1922), в 1923 году декретом Народного

комиссариата просвещения было создано общество "Долой неграмотность".

Советские школы перестраивается в соответствии с "Положениями про единую трудовую политехническую школу". В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно- бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920- х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

Начавшаяся в конце 1920-х годов индустриализация страны

потребовала ускорить подготовку кадров для промышленности. В результате предпринятых для этого мер к концу первой пятилетки выпуск специалистов из технических вузов был увеличен в 4 раза.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной

академии в Москве. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача

была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г. За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ -- примерно столько же, сколько было во

всей Российской империи. Численность учащихся в начальной и средней школе за тот же период увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

  • 1930 год -- постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении" (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное
  • 7-летнее обучение);
  • 1931 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней

1932 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и

режиме в начальной и средней школе";

  • 1933 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы";
  • 1934 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре

начальной и средней школы в СССР" (установлены три типа

общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

  • 1935 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе";
  • 1936 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О педологических

извращениях в системе Наркомпросов";

1936 год -- постановление СНК СССР "О работе высших учебных

заведений и о руководстве высшей школой" (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

1938 год -- постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей" Доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31

учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как "буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная).

Система образования в СССР в официальных документах называлась системой народного образования. С момента зарождения в 1917 году ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. Главной нравственной целью советского образования всех уровней - от детского сада до вуза - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук.

Дошкольное

Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Они открывались по всему СССР с первых лет его существования: строящейся Стране Советов требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Проблема «с кем молодой трудящейся маме оставлять ребенка» была не актуальна - ее успешно решали детские сады и ясли, принимавшие малышей с двухмесячного возраста. Позже дошкольные заведения были важной частью системы всеобщего среднего образования, с 1972 года обязательного для каждого советского гражданина.

В Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и практически полностью финансировало содержание детей и воспитательный процесс. Родители частично возмещали расходы на питание, которые рассчитывались с учетом общего размера зарплат папы и мамы малыша. Никаких «добровольно-принудительных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книжки, горшки и так далее не было. Многодетные и малообеспеченные семьи освобождались от оплаты услуг детского сада.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Чтобы жить не хуже, чем в Америке или хотя бы как в Европе, необходимо иметь высокий уровень образования, сравнимый с европейским. Америка по образованию выпадает из ряда высокообразованных стран, т.к. школьное образование там давно в упадке, а высшее и наука основываются на импорте мозгов со всего мира.

В соответствующем состоянии находится и тамошняя культура, которую прославляет и копирует наша творческая элита. Западная Европа и Америка поддерживают относительно высокий уровень жизни за счёт многовекового грабежа других стран и народов и за счёт нещадной эксплуатации своих и чужих рабочих и крестьян.

Триста лет капиталистическая Англия грабила весь мир, и тем не менее нищета и голод одних британцев были постоянными спутниками богатства и роскоши других. Поразивший меня пример из английской жизни конца XIX века. Больная мать маленького Чарли Чаплина Ханна не могла больше выступать в мюзик-холле, потеряла работу и средства к существованию. За съёмную квартиру нечем было платить. Её дети Сид и Чарли кормили больную мать тем, что могли добыть попрошайничеством. Однажды Чарли заигрался на улице и не принёс матери выпрошенного у прохожих хлеба. От голода мать сошла с ума и была помещена в психиатрическую больницу. Детей отдали в школу для сирот. Они навещали мать в больнице. Когда сознание к ней возвращалось Ханна говорила Чарли: «Почему же ты не принёс мне хлеба? Я бы тогда не сошла с ума.» Сколько таких чарли, сидов и ханн было и есть в богатой демократической Великобритании?

У России другая история. Она не грабила другие страны и народы, а наоборот, защищала и сохраняла «всяк сущий в ней язык» и неоднократно всю Европу и мир в целом. Добиться этого она могла только опорой на собственные силы и ресурсы. Как отмечает писатель и историк Ю. Мухин: «ум народа трансформируется в его культуру - в способность использовать знания, накопленные всем человечеством и добытые конкретным народом. А высокая культура приводит к тому, что данный народ приобретает очень высокую производительность труда, дающую ему возможность жить материально лучше, нежели менее культурные народы». Здесь культура народа - обобщённое понятие, включающее в себя все стороны жизни данного народа и страны. Т.е. достижения науки, образование, искусства, технологии, производства, ремёсла, традиции, верования, историю, политику, экономику, освоение земель, взаимодействие с другими странами и народами и т.д.

Совершенно очевидно, что передача культуры и её развитие поколениями невозможна в современном мире без образования высокого уровня. Более того, невозможно существование самого народа. Это ясно понимали большевики, пришедшие к власти в 1917 году. Сразу после Октябрьской революции начинается осуществление грандиозной программы культурного и общеобразовательного развития народа, планомерная работа по созданию подлинно народной системы образования. Уже в ноябре 1917 года СНК создаёт «Государственную комиссию по просвещению». Образование и воспитание передаётся в ведение Народного комиссариата по просвещению. Только за первый год Советской власти издаётся около 200 декретов и постановлений правительства по вопросам образования. В марте 1919 года VIII съезд РКП(б) принимает вторую программу партии в которой ставится задача «превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».

Программа предусматривала: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет; полное осуществление принципа единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола; безусловно светской, проводящей тесную связь обучения с общественно-полезным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся нам от царизма. Народное просвещение становится «третьим фронтом» борьбы за социализм. 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Так советское государство без проволочек и показной благотворительности немедленно приступило к решению задачи, которую не могли решить ни монархия, ни буржуазия. Для ликвидации неграмотности привлекаются не только учителя, но и все, мало-мальски образованные граждане. Для координации совместной работы создаётся добровольное общество «Долой безграмотность» под руководством М.И. Калинина. Принимаемые меры тем не менее признаются недостаточными, и в июле 1920 года учреждается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

Вскоре прилагаемые усилия дали первые результаты. Уже в 1926 году 56% взрослого населения страны были грамотными. К концу 30-х годов неграмотность населения была в основном ликвидирована. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек. Ликвидация неграмотности - это только первый, крайне необходимый, шаг в построении социалистического общества. Для построения социализма, для развития страны необходимо было значительное повышение общеобразовательного, профессионального, технического и культурного уровня людей. Только на этой основе можно было преодолеть экономическое отставание от развитых капиталистических стран и надёжно защитить себя от внешних и внутренних угроз. При этом в образовании ставилась задача более высокая, чем в буржуазных странах, где оно ограничено только общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Культура, традиции и духовно-нравственное воспитание остаются за рамками буржуазной системы образования, так как капиталистам нужны квалифицированные исполнители на производстве, а не всесторонне развитые личности. Зачем буржуазному государству тратить лишние деньги на культурные запросы людей? Пусть сами окультуриваются как хотят за свой счёт. Поэтому одновременно с ликвидацией неграмотности в тех тяжелейших для страны условиях шла упорная и трудная работа по созданию разветвлённой сети общеобразовательных школ, рабфаков, техникумов и ВУЗов. Только за первое десятилетие Советской власти было построено 7780 общеобразовательных школ более чем на миллион ученических мест.

Начавшиеся индустриализация и коллективизация требовали повышения уровня общеобразовательной и технической подготовки прежде всего молодёжи. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принимает постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое немедленно вводится с 1930/31 учебного года, а 14 августа 1930 г. его принимают ЦИК и СНК СССР. Благодаря этим решениям дополнительно сели за парты 10 млн. детей. В школы было направлено около 60 тыс. новых учителей. Изыскивались здания для школ, средства для ремонта, организовывались фонды для помощи учащимся, организовывалось горячее питание, подвоз детей, велась разъяснительная работа среди родителей.

В 1934 году начинается переход к всеобщему семилетнему образованию, при этом особое внимание уделяется селу, так как в городе к тому времени эта проблема была решена.

Опираясь на уже созданную базу социалистической экономики, Советское государство смогло с 1933 по 1937 г. в 3,5 раза увеличить расходы на школы. В этот период было построено 18 778 школ на 5,5 млн. ученических мест, в том числе 15 107 сельских школ на 3,4 млн. мест. Это позволило устранить отставание в охвате детей семилетним образованием в сельской местности. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Принимаются постановления ЦК ВКП(б): 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе»; 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»; 13 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы» и др. Успехи в культурно-образовательном уровне населения закрепляются в Конституции СССР 1936 года как основа строительства социализма в стране, как важнейший фактор экономического роста и условие её безопасности и обороноспособности. Эти достижения особенно проявились в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

К 1939 году 81% всех женщин в возрасте до 49 лет стали грамотными, что позволило им активно участвовать в общественно-политической жизни страны. Грамотность населения в РСФСР составила 89,7%, на Украине - 88,2%, в Белоруссии - 80,8%, в Узбекистане - 78,7%, в Казахстане - 83,6%, в Киргизии - 79,8%, в Таджикистане - 82,8%, в Туркмении - 77,7%.

О небывалом стремлении советской молодёжи в то время к знаниям говорил известный популяризатор на-уки и педагог Я.И. Перельман следующее: «Не только среди учащихся, но ещё больше среди рабочей молодёжи идёт интенсивная самообразовательная работа, неизменно растущая и приносящая за-метные плоды. В этом убеждают меня мно-гочисленные письма читателей и в особенности - беседы с читательским активом ряда крупных заводов, ленинградских и московских. У нас охотно читаются такие книги, которые в глазах среднего зарубежного читателя являются слишком трудными».

На XVIII съезде партии в 1939 году была поставлена задача о переходе в третьей пятилетке ко всеобщему среднему образованию в городе и завершению к 1938-1942 гг. организации семилетнего образования в деревне. Эти меры позволили уже накануне войны в 1940/41 учебном году количество учащихся в VIII-X классах по сравнению с 1938 годом увеличить более чем в два раза, а на селе - в три раза. Народное хозяйство и армия получили возможность скорейшей подготовки высококвалифицированных специалистов, что в тот период было крайне важно. Накануне войны в Красной Армии даже командиры батальонов на 94% имели среднее или высшее образование. С конца 1939 года и до начала войны дополнительно открылось 77 военных училищ.

Огромный ущерб образованию нанесла война. Немецко-фашистские захватчики уничтожили 84 тыс. школ, техникумов и ВУЗов. Количество учащихся в средних классах сократилось в два раза, а в старших - в 2,5 раза. Несмотря на огромные трудности и лишения только за 1941-1945 гг. в стране было построено 687 школьных зданий, из них около половины на освобождённых территориях. Тогда же вводится повсеместное обязательное обучение детей с семилетнего возраста. 30 апреля 1944 г. в СССР было принято постановление о создании школ рабочей молодёжи.

После войны за 1946-1950 г. было построено 18,5 тыс. новых школ на 2,4 млн. ученических мест. К 1952 г. был завершён переход на обязательное семилетнее образование. 24 декабря 1958 г. принимается закон " Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Этот закон предусматривал переход к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию.

В шестидесятых годах в Советском Союзе благодаря достигнутому высокому уровню образования людей происходят глубокие качественные изменения в технике и технологии общественного производства. Бурно развивается научно-техническая революция. Создаются комплексно-механизированные и автоматизированные цеха и предприятия, оснащённые станками с ЧПУ и высокопроизводительным технологическим оборудованием. В 1971 г. действовало уже 5 тыс. таких предприятий и 18 тыс. цехов. Новое производство в свою очередь требует увеличения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средне-специальным и высшим образованием. Появляются совершенно новые профессии, изменяется характер труда. Тогда в промышленности уже работало 700 тыс. специалистов с дипломом ин-женера и техника на рабочих местах. По прогнозам их доля в ближайшие 15 лет должна была увеличиться до нескольких ми-ллионов!

20 июня 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы». 17 июля 1973 г. на шестой сессии Верховного Совета СССР были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Этот большой многоплановый документ закрепил основные принципы построения системы народного образования, кодифицировал важнейшие решения в области образования, отразил богатейший педагогический опыт в нашей стране, сформулировал задачи, стоящие перед народным образованием, создал прочную правовую базу для всех типов учебно-воспитательных учреждений в Советском Союзе.

Как отмечается в Статье 1, «Основы законодательства...» регулируют общественные отношения в области народного образования в целях наиболее полного удовлетворения запросов советских граждан и потребностей развитого социалистического общества в образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения, обеспечения народного хозяйства рабочими и специалистами соответствующей квалификации.

В соответствии с Конституцией СССР советские граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается обязательным восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, обучения в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм производственного обучения и повышения квалификации трудящихся. Учащимся и студентам устанавливаются соответствующие льготы.

Через десять лет реформа образования 1984 года предусматривала следующее: осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:

  • повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий на-учный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;

  • коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;

  • усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;

  • поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;

  • укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;

  • усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием.
Реформу называли Брежневско-Черненковской. В практическом плане она предусматривала «вплотную подвести учащихся к выбору профессии». В школах разворачивается обучение по различным рабочим специальностям. Учащиеся знакомятся с производством непосредственно на предприятиях. Поступают станки, оборудование, автомобили, сельхозтехника. В школах под руководством опытных мастеров и шефов с предприятий создаются производственные бригады и механизаторские звенья. Выпускники вместе с аттестатом получают удостоверения по полученной специальности: токаря, электрика, шофера, тракториста-комбайнера, мастера машинного доения, швеи и т.д.

Однако «производственная» часть реформы с самого начала сталкивается с большими трудностями. Предприятия крайне неохотно идут на взаимодействие со школами и ПТУ. У них свои задачи и планы, которые нужно выполнять. Нет специальных кадров и средств для организации производственной практики учащихся. Острым становится вопрос охраны детского труда на предприятии. Опасаясь несчастных случаев, руководители предприятий вместо практики ограничиваются, в лучшем случае, экскурсиями. Не хватает производственных специалистов и в школах. Практику организовывают и проводят учителя и классные руководители, и без того перегруженные учебно-воспитательной работой. Введение полного трудового дня нарушало нормальный ритм учебного процесса в школах, что приводило к снижению успеваемости. В это же время вводится обучение с шестилетнего возраста, и в школах, и без того страдающих нехваткой учебных кабинетов, часть классных помещений изымается под классы и спальни для шестилеток. Школы переходят на двух-трёхсменную работу.

Возложение на школу несвойственных ей функций - профессиональное обучение было ошибочным. Сама расплывчатость формулировки «вплотную подвести учащихся к выбору профессии» давала широкий простор для её понимания и реализации. Было непонятно: до какого уровня нужно «подводить»? Где этот предел «подведения»? Давать ли профессию и какую? Где брать для этого кадры квалифицированных мастеров производственного обучения, соответствующие помещения, станки, оборудование? Школьные бюджеты осилить всё это не могли.

Выход из создавшегося положения предложил министр по профтехобразованию А.П. Думачев. Он пытался расширить сеть ПТУ, оснастить их учебную базу новейшим современным производственным оборудованием, закрепить ПТУ за предприятиями, сделав их подразделениями заводов и фабрик. Привлечь в ПТУ лучшие инженерно-педагогические кадры. Обеспечить их подготовку в ВУЗах. Но главное - коренным образом изменить сложившийся принцип комплектования контингента учащихся, когда в ПТУ поступали двоечники, слабоуспевающие и хулиганы. Теперь в ПТУ должны были по конкурсу поступать лучшие учащиеся школ и выпускники. Именно модернизированные ПТУ могли обеспечить страну необходимыми рабочими кадрами. Чтобы повысить престиж и авторитет преподавателей ПТУ, Думачев предложил даже ввести для них форму!

Реформа не была осуществлена. Началась горбачёвская «перестройка», и руководству страны стало не до школ и ПТУ. Был взят курс на разрушение Великой державы. Советский Союз стал «Империей зла». Все достижения советского народа объявлялись нескончаемой чередой бед и несчастий, а советская школа - рассадником преступной идеологии, врагом общечеловеческих ценностей.

Но как бы не злопыхали демократы-антисоветчики, именно советская система образования и коллективистского воспитания сделала СССР второй державой мира за очень короткий исторический срок - менее 70-ти лет (если учесть годы революции, Гражданской и Великой Отечественной войны, когда рост благосостояния граждан был просто невозможен). Это признали и американцы. «Однако понадобился запуск русского спутника, чтобы вопрос совершенствования школы в целом был поднят на вершину национальных приоритетов», - пишет американский учёный-педагог Эрнест Л. Бойер. Уже не одно десятилетие американцы безуспешно пытаются реформировать своё образование, идя своим путём. И по-прежнему оно остаётся некачественным, ущербным. Поэтому США вынуждены привлекать в большом количестве специалистов из других стран, в том числе и из России.