Понятие духовность и менталитет в культурологии. Ментальность и менталитет: между "духом" и "материей"

ДУХОВНОСТЬ И МЕНТАЛИТЕТ Итак, было отмечено, что духовность, как бы она ни толкова¬лась, тесно связана с такими родственными явлениями, как ду¬шевность, воспитанность, культурность. Но в реальности суще¬ствует еще одна весьма важная детерминанта, которая особым образом влияет на становление духовного мира человека. Такой детерминантой является менталитет. Феномен ментальное™ в реальности возникает там и тогда, где появляются некие сначала локальные, а затем и более обшир¬ные общности людей. В качестве теоретического понятия ментали¬тет относительно молод. Термин «ментальность», «менталитет» происходит от латинского слова mens, что в переводе означает ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Считается, что как теоретическое понятие его ввел американский философ Р. Эмер¬сон в XIX в. Разработкой же его в современных условиях особенно активно занимались представители французской гуманитарной традиции. Весьма часто в связи с этим в русской лексике слово «менталитет» выводят из французского mentalite. В гуманитарном знании конца XX в. возникла некоторая мода на широкое исполь¬зование этого термина, в результате чего из языка науки он пере¬кочевал в обыденный язык общения. Существуют различные под¬ходы в интерпретации этого понятия. Наиболее часто встречаются психологический и культурологический. Первый акцентирует пси¬

хологические особенности мышления, восприятия мира на уров¬не этноса, класса или какой-либо другой социальной общности (возможно, профессиональной). Второй, не игнорируя психологическую составляющую, бо¬лее внимателен к национально-историческим и культурным тра¬дициям. В частности, в рамках культурологической трактовки принято выделять исторические типы ментальное™ (античный, средневе¬ковый, возрожденческий, классицистический, протестантский, мусульманский, буддийский...), этнонациональные (славянский, итальянский, скандинавский, английский, французский, немец¬кий, американский, японский, азиатский, латиноамериканский...). Возможно, наиболее рельефно особенности менталитета про¬являются в этнонациональной форме. В связи с этим можно приве¬сти несколько примеров. Классической иллюстрацией особеннос¬тей славянской ментальное™ можно считать формулу поэта-фи¬лософа Ф. Тютчева, стоящего на позициях отечественных почвенников: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Тютчев акцентирует так называемую загадочность русской души, ее непознаваемость рациональным способом. Другой представитель отечественной культуры литературный критик Алмазов эту же осо¬бенность интерпретирует совершенно иначе. Известна эпиграмма Алмазова, в которой автор высмеивает отсутствие признаков ра¬ционализма в славянском менталитете: По причинам органическим Мы никак не снабжены, Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем Сатаны! Н. Бердяев, осмысливая особенности славянской ментальное-ти, писал о том, что русская душа «ушиблена пространством», поэтому ей чуждо стремление к строгости, четкости, упорядочен¬ности, организованности. Выразительная рельефность римского профиля не близка сердцу славянина. Бердяев не раз подчеркивал, что, наряду с великим и плохо организованным пространством, особенностью формирования славянской ментальное™ является 30 миогоэтничность и «вечно женское» происхождение ее души. Для россиянина важнее «быть», чем «иметь». Все разговоры о «загадоч¬ное I и русской души» скорее всего поэтическая метафора. Объяс¬нения этой «загадачности» достаточно ординарны: география, де¬мография, психология. Менталитет окрашивает духовную культуру народа весьма ярко. В ментальное™ слиты в нерасторжимом единстве сознательно-бес¬сознательные глубинные особенности мировосприятия. Интроверт-ная сдержанность, немногословность, рассудительность, строгость северян противоположна экстравертной экспрессивности, откры¬тости, эмоциональности южан. Типичные характеры этих этносов запечатлены в народных легендах и сказаниях, нашли выразитель¬ное воплощение в искусстве. И в жизни, и в искусстве немцы пред¬стают как педантичное воплощение порядка. Особенность их тако¬ва, что во всем, что касается организации каких-либо действий, они и расчетливы, и аккуратны. Вспомним хотя бы известный ро¬ман Гончарова с вызвавшими в свое время дискуссию образами Обломова и Штольца. Немец Штольц — собранный, упорядочен¬ный, дисциплинированный. Русский Обломов — ленив, неорга¬низован, пассивен Общеизвестно, что англичане придерживаются до сих пор хри¬стианских принципов пуританской морали, им присущи черты аскетизма, эмоциональной сдержанности, но при этом они обла¬дают тонким чувством юмора и стиля. Французы — выраженные индивидуалисты, яркие и неординарные, их нравы отличаются свободой, многим свойственно чувство художественного вкуса, они умеют ценить искусство, но в то же время они рациональны и практичны. Безусловно то, что национальный менталитет — это некая общность типических черт. Хотя нередко случается, что че¬ловек принадлежит одной национальной группе, а в немалой сте¬пени несет на себе отпечаток другой. В частности, это касается людей, которые осознают себя «гражданами мира». Такими были и есть некоторые эмигранты или представители конкретной нации, прожившие основную часть жизни в другой культурно-историчес-кой среде и полностью с этой средой сроднившиеся. Есть и третий вариант, когда менталитет конкретного человека органично вклю¬чает в себя особенные черты разных ментальностей. И в этом слу¬чае нет лучшего примера, чем А. И. Солженицын. Не случайно его как-то назвали почвенным Штольцем, т.е. человеком, для которо¬го характерно укоренение в русскую почву, без которой писатель себя не мыслил даже в изгнании. Но при этом для него свойствен¬ны черты основательности, привычка доводить до конца все нача-тое с педантичной точностью, упорное следование нравственным принципам... Если подвести некоторый итог, то следует отметить, что под менталитетом можно понимать относительно устойчивые харак¬терные особенности сознательно-бессознательного мировосприя¬тия и поведения, обусловленные глубинными национально-исто¬рическими и культурными традициями.

Недавно у меня спросили:"Как долго будут спорить трое слепцов о своём представлении, держа слона за хвост, ногу и хобот"?
Спорить не собираюсь, но имею право высказать своё мнение и согласие с известными утверждениями на данную тему.
Существуют разные значения термина дух.
1. Философское понятие, обозначает: 1) нематериальное начало; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности; 3)в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому.
2.В мифологии - сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия.
3.В христианстве Святой Дух - третья ипостась единого Бога - Святой Троицы.
4.Исторически - временная условность - дух времени.
5.Настроение и состояние человека (совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений) или коллектива, придающие силы для действия во имя чего-либо (дух войны, боевой дух, дух победы).
6.Ощущение запаха(не человеческий дух, дух пространства, погребной дух).
7.Прозвище (душман, "молодой" солдат).
Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, как интуиция, чувство, воля, воображение. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм представляет данное определение, как лежащее вне сферы научного познания.
Также существует понятие народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух. И он уже характеризуется таким термином, как менталитет (совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности). Этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека. Он возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета весьма объёмное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Менталитет складывается на основах общей истории развития той или иной общности.
В обществе всегда шла и идёт градация на «высший свет», «средний класс» и «подонков». Можно и у «подонков» найти отличительные особенности, которые характерны как для «высшего света», так и для «среднего класса». Но в любом случае это слои, которые оседают на дне самого общества). Опять-таки, градация общества происходит как в рациональных, так и в иррациональных системах, в материальном и духовном мире. Поэтому не следует отождествлять или сравнивать термин «подонки» с отбросами общества. Здесь вступают в силу закон парадоксов, действуют и другие всевозможные общественные и Космические законы, в том числе закон кармы. Например, материально богатый человек, в силу своих способностей «делать деньги из воздуха», не пользуется уважением и образцом «светского человека», у хорошо воспитанного и нравственного человека, если таковым не является. А, если первый считает, что высокая мораль в обществе мешает стать материально богатым, или он пользуется «двойными стандартами», то это явление не приводит к их сближению, к единству самого общества. Тогда, чтобы объединить все слои общества, находят взаимовыгодный интерес или общего врага. Яркий пример сказанному является творческий союз – организация и продюсирование талантов (косметика) или война (хаос) на почве всевозможной вражды различных людей и объединений. Процесс этот не новый и не односторонний. Поэтому на каждом этапе развития общества происходят взлёты и падения, кризисы и подъёмы, количественные изменения и качественные скачки, приобретение положительного и отрицательного опыта. А приобретенные способности ведут к самосовершенствованию и совершенствованию самого общества, если существует порядок (гармония), справедливость (законность) и развитие (процесс обучения и воспитания). Вот почему одной из главных задач в обществе является укрепление семьи (ячейки общества) и нравственное воспитание подрастающего поколения, связанное с духовностью.
Духовность - свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность - это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины. Это понятие неразрывно связано с истиной, добром и красотой, которые становятся ясными в процессе познания и эстетического воспитания. А убеждение и опыт дают право каждому человеку свободу выбора жизненной позиции и системы мировоззрения.
В статье использованы материалы из Википедии – интернет энциклопедии.

В веках витает светлый ДУХ –
Сам БОГ в безоблачном пространстве.
Известно, русый был пастух,
Могучий, щедрый, прост в убранстве.

О нем сказания слагали,
Пророки донесли Завет.
Во лжи иуды предавали,
А в ПРАВИ славили в ответ.

Тот ДУХ СВЯТОЙ и есть закон!
Объединив народы счастьем,
Благословил трудиться он,
Прикрыв от смуты и ненастья.

Дружили русские, евреи,
Татары – в коммуналке жили.
За общность наций все радели,
И РОДИНУ свою любили!

Их ПРАВО СЛАВИЛИ поэты,
Философы могли учиться,
Творили, верили в приметы,
Но сон влечет и время мчится.

В грехах погрязли люди, мысли:
Велик соблазн, а воли нет.
Предательство подкралось, в смысле –
В семье разлад и много бед.

Но русский ДУХ уже проснулся –
Закон цикличности такой.
Он людям светом улыбнулся,
Повел всех в ПРАВДУ за собой!
Образ Иисуса Христа проявился в северном сиянии над Исландией.
В Исландии в г. Акранесе местный житель заснял необычное северное сияние...

Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности

Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.

История ментальностей использует понятие «ментальность» при исследовании конкретных исторических форм и создания духовной жизни той или иной исторической эпохи.

Характерными чертами истории ментальностей являются:

1) преимущественный интерес к коллективным психологическим установкам;

2) внимание к «невысказанному», неосознанному, к практическому разуму, повседневному мышлению;

3) интерес к устойчивым формам мышления: метафорам, символам, категориям.

То, что интегрирует «анналистов», относится к общим мировоззренческим аспектам обыденного сознания; отечественные философы называют это бытовым мировоззрением. Речь идет о картине мира, общих установках сознания, характерных для всех представителей определенной эпохи, независимо от их социального положения. Это коллективное неосознанное предстает и в виде заповедей морали, и в качестве кодов поведения, расхожих представлениях, которые ими не осознаются или плохо осознаются. Коллективная психология определяет все формы жизненных явлений, в том числе и повседневную жизнь людей той или иной исторической эпохи.

Понятие «ментальность» является рабочим понятием современных исследователей. Оно определяет видение мира и его восприятие, образ мысли и нормы поведения, в которых сочетаются сознательные и бессознательные моменты.

В терминах социальной психологии менталитет определяется следующим образом: менталитет (от лат. mens – «ум», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад») – это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом, т. е. мыслить, чувствовать, следовательно, и действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субъектом. Можно также сказать, что ментальность есть не только отражающее, но и порождающее сознание. Ее место в человеческом сознании – это «зазор» между архетипами культуры («коллективное бессознательное» – Карл Густав Юнг) и высокорациональными формами общественного сознания, такими как наука, философия, искусство, мораль, изменяющимися исторически.

У социологов ментальность звучит как сфера разума, ценностей, смысла.

Можно выделить следующие трактовки понятия «ментальности»:

1) ментальность – это общий тип поведения, свойственный индивиду и представителям определенной социальной группы, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного мира в нем;

2) ментальность – это эмоциональная и дологическая предрасположенность, бессознательные и неотрефлексированные способы поведения и реакций (Г.В. Гетц) Эта точка зрения прямо противоположна предыдущей. Здесь ментальность – это то, что «обладает» человеком, т. е. картина мира, которая не сформулирована и в принципе не поддается формулировке ее носителем. Такая картина – наиболее устойчивая и консервативная сторона социальной системы. (А. Я. Гуревич);

3) ментальность – это сама психология, поставленная в контекст социальных условий, это обыденность, средний человек и способы чувствования, мышления, силы, формирующие привычки, отношения, безличный культурный контекст.

Из данных определений видно, что в идее ментальности причудливо соединяются характеристики психологической и непсихологической (культурной и социальной) реальностей.

Ментальность находит свое выражение в повседневной жизни людей. Поскольку повседневностью живет каждый человек, категория «повседневности» выступает фундаментальной для антропологического изучения культуры.

В разных научных школах повседневность трактуется неоднозначно. Повседневность исследовалась историками школы «Анналов» («Новой исторической науки»). Ф. Броделю принадлежит крупное 3-томное сочинение «Материальная цивилизация». Главная задача исследования состояла в том, чтобы разработать модели, соответствующие различным типам эволюции экономики так называемого «традиционного общества» и пришедшего ему на смену «общества экономического роста». Вторая задача сводилась к установлению (в зависимости от региона, отдельной страны или даже различных районов одной страны) моментов перехода, взрыва, отрыва от одного типа экономии данного общества к другому. Здесь исследуется материальная жизнь в промежутке между XV–XVIII вв.

Нам наиболее интересен 1-й его том – «Структуры повседневности: возможное и невозможное». Ф. Бродель рассматривает самые разнообразные сферы материальной, повседневной жизни людей – питание, одежду, жилище, технику, деньги и т. д. Подробно исследует те медленные изменения отдельных элементов структуры мира, накопления, неравномерные продвижения вперед, которые незаметно, но все-таки создали ту критическую массу, взрыв которой в XVIII в. изменил облик мира.

Повседневность, трактуемая таким образом, уподобляется «жизненной стихии»: мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве, повторяясь, обретают всеобщий характер, распространяются «на всех уровнях общества, характеризуя его образ существования и его образ действия, бесконечно его увековечивая» (Ф. Бродель). Эта «бесконечность» и делает повседневность внеисторичной. Событие, являющееся краеугольным камнем традиционной историографии, исчезает, растворяясь в энтропии повседневного. Повседневность – это своего рода вещество истории, она расплывчата и неопределенна.

Можно выделить следующие основные организующие начала культуры повседневности:

1) социальная иерархия («верхи» и «низы»). Для «низовой», массовой культуры, характерны стабильность, консерватизм, устойчивость к переменам. Верхи общества определяют ценностные ориентиры, создают иерархические порядки;

2) понятие стиля, стилизация. Стиль, являясь некой культурной целостностью, влияет как на материально-предметный мир, так и на поведенческую сферу, проявляясь в речи, поведении, манерах и пр;

Изучением ментальности, как особого типа культуры, занималась не только школа «Анналов», но и многие зарубежные и отечественные философы, культурологи и социологи. Так, например, эмоциональная жизнь человека представлена в работе Й. Хейзинги «Осень Средневековья».

«Осень Средневековья» – это изучение прежде всего ментальности человека, при котором раскрывается его духовная жизнь. Это внимание к этикету и различным нормам человеческого поведения. Это изучение вертикальной структуры человеческого бытия, т. е. его иерархичности, многоярусности: его «верхов» и «низов», материального и духовного в эпоху умирания Средневековья и, можно сказать, всей европейской культуры.

Й. Хейзинга отмечает, что жизнь Средневековья XV в. была полна крайностей. С одной стороны, наблюдается полное отречение от всех мирских радостей, с другой стороны, безумная тяга к наживе и наслаждениям. Мрачная ненависть противопоставляется добродушию и милосердию. Еще одна характерность Средневековой культуры, которую отмечает Й. Хейзинга, это выставление жизни напоказ.

Свое определение повседневности выдвигают и отечественные исследователи – А. Л. Ястребицкая «Средневековая Европа XI–XIII вв.», «Средневековая культура и город в новой исторической науке». Основное внимание она уделяет вещественно-материальной культуре.

На основе взаимодействия людей с вещным миром ученые пришли к выводу, что в основаниях этого взаимодействия лежит то обстоятельство, что с помощью отдельных элементов вещной среды или комплекса вещей, человек реализует те или иные процессы своей жизнедеятельности, т. е. формирует свой образ жизни. Характер этого мира, его структура и роль в жизни человека в значительной мере обусловлены характером и уровнем развития производительных сил общества. Следовательно, материальные условия жизни – это неотъемлемая часть процесса развития общества.

Первичные элементы материально-вещной среды – это орудия, жилище, одежда, которые защищают человека от сил природы и помогают пользоваться ее благами.

Эволюция производительных сил вещного мира, его структур постепенно привела к тому, что вещная среда и системы жизнеобеспечения превращаются в среду жизнедеятельности. Человек отгородился от природы стеной, им самим же созданной. Активное воздействие на природные процессы посредством элементов вещной среды превратило человека в пассивного потребителя природных благ и в активного потребителя природы. Вещно-материальная среда выполняет различные инструментальные функции, обеспечивающие взаимодействие человека и природы, одновременно являясь своеобразным изолятором между ними.

Таким образом, материально-вещную среду можно рассматривать как среду жизнеобеспечения человека, а также как среду его жизнедеятельности.

А. Л. Ястребицкая в своей работе «Средневековая культура и город в новой исторической науке» говорит о том, что в Средневековье в гораздо большей степени, чем в современном обществе, одежда и ее аксессуары служили показателем социальной значимости индивида и средством его самоидентификации. Платье было призвано сделать видимым место человека в обществе, и прежде всего именно в этой функции одежды коренится один из импульсов тех огромных трат и стремлений к изменению костюма, сообщениями о которых наполнены источники XIII–XVII вв.

К истории ментальности обращается еще один отечественный исследователь – социолог А. Я. Гуревич. В своей работе «Средневековая культура» он характеризует ментальность средневекового человека. Согласно А. Я. Гуревичу, средневековая культура обладает определенными особенностями, особой структурой и связью своих элементов. Говоря о Средневековье, очень сложно выделить обособленные сферы жизнедеятельности человека, такие как, например, философия, эстетика, экономика, ввиду того, что средневековый человек не подразделял на самостоятельные, изолированные отрасли сферы своей жизнедеятельности.

Таким образом, в деталях повседневного существования отражаются определенные образы и идеалы человека, относящиеся к сфере времени и пространства, эмоций, изобразительного искусства, поэзии и т. д.

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги Явление украинки народу автора Стражный Александр

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и

Из книги автора

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги автора

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги автора

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Из книги автора

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги автора

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

Из книги автора

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

Из книги автора

Из книги автора

Динамика культуры и смысл истории А. С. Кармин (г. Санкт-Петербург). Смысл истории нельзя узнать или открыть подобно тому, как астроном открывает неизвестную ранее звезду или биолог – генетический код, в котором заложена программа поведения животного. Ни от Бога, ни от

Из книги автора

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

Понятие «менталитет»

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Термин «Менталитет» зародился во Франции - это образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе, употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Культура народа формируется под влиянием национального мышления. В отдельных культурных памятниках, как вербальных, так и невербальных, отражаются особенности менталитета. Например, строгость и лаконичность немецкой культуры, чувственность и изящество Франции или черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души.

В отечественной науке для раскрытия духовной структуры общества к понятию «менталитет», часто использовались синонимы, как «национальный характер», «национальная душа», «национальная сознание». Структура национальной души раскрывается исследователями, в частности, на примере анализа духовного мира русского народа.

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания, как устойчивая система жизненных установок. При этом установка - это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет - это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет - своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов - от традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей».

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений.

В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Стоит отметить еще и тот факт, что практически никто из ученых не разграничивал понятия «менталитет» и «ментальность».

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) - представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет формируется под воздействием социальных факторов, поэтому, индивид, оказываясь в группе, вопреки традиционному пониманию, невольно вбирает в себя ее характеристики.

Таким образом, менталитет можно охарактеризовать как единство образа мыслей, культурных особенностей нации и, в частности, национального языка, детерминированное экономическими и политическими условиями жизни в историческом контексте. Менталитет может быть присвоен в результате социального воздействия.

760руб.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОСТИ
1.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНОСТИ
1.2. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛИТЕТА
2.1. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «МЕНТАЛИТЕТ»
2.2. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА РУССКОГО НАРОДА
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДУХОВНОСТИ И МЕНТАЛИТЕТА
3.1. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ВЗАИМОСВЯЗИ ДУХОВНОСТИ И МЕНТАЛИТЕТА
3.2. ПРОБЛЕМА МЕНТАЛИТЕТА И ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Духовность и менталитет

Фрагмент работы для ознакомления

Неопределенность, расплывчатость понятия «ментальность», на которые указывают современные исследователи, обусловлены не только тем, что понятие это еще недостаточно логически прояснено. Предмет не очерчен четко, он повсюду присутствует в ткани истории. По существу, во всех без исключения ее проявлениях могут быть обнаружены те или иные симптомы коллективной психической жизни, ее «обыденные», не индивидуализированные и безличные аспекты и автоматизмы. То содержание сознания, которое не выражено эксплицитно и намеренно, коренится в потаенных глубинах социальной и индивидуальной психики. Несмотря на неопределенность и неоднозначность понятия «менталитет», - это термин, которым «новая историческая наука» обозначает главный предмет своего анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.
Ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании, не организованы в законченные и продуманные системы. По большей части они не осознаются самими людьми, обладающими этим видением мира, проявляясь в их поведении и высказываниях как бы помимо их намерений и воли.
Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько в неличную сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях. Из всего многообразия встречающихся в современной литературе определений менталитета, на наш взгляд, можно выделить несколько типов. Среди них описательные определения, в которых акцент делается на перечисление всего того, что объединяется в понятии «менталитет», «ментальность» и является общим для данной социальной общности. В «исторических» определениях особое внимание обращается на процессы социального наследования, на традицию.8
Недостатком таких определений является подчеркивание стабильности и неизменности менталитета, упускаются из виду активность человека, действие различных факторов, влияющих на развитие и изменение ментальности. Нормативные определения делятся на две группы. Первая - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. То есть образ жизни, которому следует та или иная социальная общность. Вторая группа - определения, ориентированные на представления об идеалах и ценностях. Термин «менталитет» также используют в качестве синонима понятия «система ценностей» без всяких на то оснований.
Система ценностей - подвижное образование, способное изменяться без серьезного изменения ментальности. Общими могут быть не ценности, а неосознаваемые приемы выработки ценностных суждений.
Менталитет - не система ценностей, а система способов оценивания. Ценности определяют менталитет. Менталитет - это элементы сознания, содержащие оценочное отношение к действительности и оказывающие влияние на формирование системы ценностей и, значит, на функционирование конкретной социальной общности.9 Психологические определения выделяют либо процесс адаптации к среде, либо ориентируются на формирование привычек, либо процесс научения, иногда акцентируют внимание на роли отдельных особенностей психики человека, «человеческой энергетики» в формировании менталитета и, наконец, «чисто психологические определения». В качестве одной из иллюстраций может послужить концепция коллективной ментальности, сложившаяся в отечественной историографии, социоисторической психологии, которая имеет свои аналоги в таких конструкциях как, например, «социальный характер».
В структурных определениях, акцент делается на структурную организацию менталитета (такие определения претендуют на то, чтобы предлагать набор системных качеств менталитета, характеристики его структуры). Относящиеся к данной группе определения наиболее распространены. Как правило, это определения, характеризующие менталитет как наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Что, по мнению приверженцев этой точки зрения, дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.
Менталитет обозначается как «национальный космопсихологос», как своеобразная память народа о прошлом; глобальный, всеобъемлющий «эфир» культуры. Генетические определения рассматривают менталитет с точки зрения его происхождения. Их можно разделить также на несколько групп: менталитет определяется как продукт или артефакт; акцент делается на идеях, идейных истоках и особенностях общественного сознания, духовности, присущей конкретной социальной общности, «духе народа». Известно немало трудов отечественных авторов об особенностях народного духа русских, которые не призваны заимствовать духовную культуру у других народов. Культурологические определения представляют менталитет как «эфир культуры», как феномен, связанный со сферой социокультурного бытия личности и социальной общности, с развитием культуры и всем тем, что отличает человека от животного. В русском языке есть близкие понятия для обозначения нюансов духовной жизни народа - «дух эпохи», «мироощущение», «мировоззрение», «образ мыслей», «духовность». В ряде случаев понятие «менталитет» отождествляется с понятиями «массовое сознание», «общественное сознание», «неосознанное».10
Менталитет - это, совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть путем повторения. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в повседневном обиходе онтологическим и функциональным объяснением, способом выражения знаний о мире и человеке в нем.11
Идентичность менталитета среди его носителей обусловливается в конечном счете общностью исторических условий, в которых формируется их сознание, и проявляется она в их способности наделять одним и тем же значением одни и те же явления объективного и субъективного мира, то есть тождественным образом их интерпретировать и выражать в одних и тех же символах.
К культурологическим определениям относят некоторые из модальных менталитетов, например, православно-русский, другие распространенные религиозные менталитеты. Менталитет часто сравнивают с «почвой культуры». Эта «почва» способствует появлению тех или иных систем ценностей, но сам их набор настолько велик, что среди носителей одного и того же менталитета могут встретиться антагонистические системы ценностей. В группе культурологических определений могут рассматриваться также те из них, авторы которых склонны к обобщению и рассматривают менталитет как некий «код» культуры, свойственный всем народам, как совокупность нравственных норм и ценностей в виде бессознательных культурных кодов, или естественного морального языка. Благодаря своей всеобщности моральные нормы, якобы, образуют основание для всех других ментальных состояний личности. Ряд ученых ментальность, менталитет рассматривают в зависимости от субъективных представлений о его природе, структуре. В данную группу можно отнести так называемый стихийно-мозаичный менталитет, например, «женский» или конгломерат, составляющее других менталитетов: криминально-групповой, продукт масскульта или влияния средств массовой информации.12
Также выделяются менталитеты, которым даются определения с ориентацией на профессиональные группы, идеологические и иные пристрастия. Нередко в литературе предлагаются типы коллективной ментальности: «идеациональный», «прагматический», «естественный», «идеалистический» и рассматриваются как стадии развития национального менталитета. При этом, допускается их наличие в общественной среде как диахронно (исторически), так и синхронно (одновременно). То есть в реальном обществе указанные типы присутствуют в различных сочетаниях, и на них воздействуют различные социокультурные обстоятельства.
В определениях «смешанного» типа в понятии «менталитет» сопрягают социально-культурологический анализ и психологизаторскую интерпретацию, что позволяет использовать его в диапазоне от специально исторических тем до общегуманитарных рассуждений. Иногда ментальность, менталитет относят к бессознательному или отождествляют с феноменами бессознательного. Данные воззрения восходят, как правило, к представлениям о «мировидении», «мироощущении» примитивных обществ. Вклад в изучение бессознательного внесли отечественные и зарубежные ученые. Представляют интерес теории и исследования, изучающие «пограничные» феномены общественного сознания (К.Юнг, 3.Фрейд, Э.Фромм, С.Гроф).13 В то же время феномены бессознательного, архетипов, коллективного бессознательного и т. д. не являются тем же, что и менталитет, отражают качественно иные, нежели менталитет, явления общественного сознания. «Бессознательность» - не характеристика менталитета, так как «он бессознателен лишь отчасти»: его носители не осознают, что мыслят по определенной схеме, но сама схема имеет свою рациональность. Причем, упорядоченность и логичность схемы - один из важнейших гарантов воспроизводства социальности для общества в целом. Все рассмотренные подходы к определению менталитета не являются взаимоисключающими, но каждое само по себе представляет достаточно узкий контекст.
В каждом из указанных подходов в качестве определяющей сущности выдвигается какая-либо одна из сторон деятельности социума и личности: психологическая, духовно-культурная, социальная и др. Иногда авторы настаивают на абсолютизации одной из этих сторон, например, психологической или социальной. Представители социологической и философской трактовки ментальности сводят ментальность к специфическим, культурно определенным и закрепленным социально стереотипам поведения и мышления, к системе «иерархически соподчиненных приоритетов ценностей», способных преобразовываться в культурно-поведенческие и культурно-мыслительные автоматизмы.
Неприемлемость психологической трактовки ментальностей некоторыми авторами объясняется «универсальностью» человеческой психики и, соответственно, «универсальностью» психических механизмов, опосредованных культурой, которая, якобы, выступает основным источником менталитета, придает различную форму универсальным по своей природе психическим явлениям. Немало того, что объединяет указанные выше определения менталитета. Во-первых, признание того, что характеристики менталитета определяются состоянием человеческого общества, социальной общности; во-вторых, менталитет изменчив; в-третьих, менталитет, его существование и развитие связано с социальной информацией, которая передается от поколения к поколению и благодаря новой социальной информации; в-четвертых, функционирование менталитета связано с культурой; в-пятых, менталитет проявляется через различные символы, которыми пользуется конкретная социальная общность и личность - вербальные и невербальные.
Менталитет - это исторически сложившаяся устойчивая система культурных, этнических, психологических, умственных установок, предрасположенностей индивида и общности, которой свойственна относительная стабильность, благодаря уникальной «архитектонике» нервной системы, детерминирующей способы мировосприятия, оценивания представителями данной общности окружающей действительности, и поведение.14
Предпочтительнее целостный взгляд на природу менталитета, носителями которого являются и отдельный человек, и общность. Менталитет основывается на части социальной информации, циркулирующей в обществе, детерминируется социально-экономическим, культурным бытием, всем образом жизни общества. Менталитет - переменная величина, изменяющаяся от эпохи к эпохе связанная с общественным и индивидуальным сознанием. Сущность менталитета - его неосознанность или неполная осознанность - это состояние души и психики в той или иной ситуации. Деятельность человека сама по себе еще не выражает творческого отношения к действительности. Личность должна иметь ценностную ориентацию, одухотворяющую саму деятельность. К базовым ценностям, выражающим сущности, творческие силы и потенции мы относим ценности знания, труда, отношения к природе («как к храму»), к другим людям и т. п. Как бы ни изменялся менталитет, сущность его в системообразующих аспектах сохраняется. Однако в определенной социокультурной среде происходит «насыщение», «напоминание», «возрастание» его начала, оно приобретает все более обогащенные формы своего выражения. Чтобы раскрыть природу и специфику менталитета, его следует изучать в контексте конкретной культуры и конкретной действительности.
2.2. Особенности менталитета русского народа
Менталитет - народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. И учащимся, в конечном счете, интереснее всего то, что касается человека.
Изучение менталитета русского народа на уроках географии поможет учащимся найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.
В русской культуре существует множество ментальных установок, проявляющихся в языке. К их числу относятся:
1. Противоречивое, амбивалентное отношение к власти, опредляющееся антиномиями Преданность – Недоверие, Насмешка – Боязнь, беспредельное Терпение – Бунт. Противоречивое отношение к власти порождает и неуважение к закону, ибо традиционно в русском обществе власть, представляя закон, формирует его «под себя», учитывая, прежде всего, собственные интересы и не думая о народе. Данная ментальная установка нашла отражение в такой единице пословично-поговорного фонда русского языка, как «До бога высоко, до царя далеко» и т.п.15
2. Соборность как проявление коллективистского начала. Эта черта русской ментальности коренится в устройстве социальной жизни: в русском общественном укладе долго сохранялись формы коллективной взаимопомощи, которые имеют древнее происхождение; так, в русском сельском укладе широко известны деревенские «помочи» – коллективные работы в помощь неимущим семьям. Эта форма социального сотрудничества людей в период строительства социализма и, отчасти, в настоящее время реализуется в видах общественно-полезной деятельности вроде субботников.
Вот ряд пословиц, отражающих коллективизм как социальную ценность:
«Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин», «С миру по нитке – голому рубашка», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».16
3. Нищелюбие, неуважение права собственности. Приведем пословицы, отражающие эту ментальную установку: «С милым и в шалаше рай», «Не жили богато – нечего и начинать» (из современного фольклора), «Не до барыша – была бы совесть хороша».
В понимании концепта собственность у разных слоев русского общества есть расхождения, но есть и то общее, на чем сходятся все слои общества: люди, нажившие себе значительное состояние, не вызывают всеобщей симпатии, единодушного признания, не являются примером для подражания, очевидно, потому, что существует ряд факторов, под влиянием которых сложилось отрицательное отношение к собственности.17
а) Прежде всего, сказалось влияние религиозно-духовных основ русской культуры. Отсутствие стремления к накопительству материальных благ с древнейших времен поддерживалось церковной традицией, очень сильно влиявшей на русский менталитет. В Древней Руси высоким авторитетом пользовались отшельники, которые постулировали в качестве своей духовной позиции способность отречься от материальных благ; эта позиция была их credo, символом веры. Даже став крупным собственником, церковь продолжала проповедовать идею нестяжательства и бренности всего материального. Характерна в этом отношении поговорка «Бог дал – Бог взял» – в ней отразилось влияние церковных идей на восприятие русским народом реалий материального мира.
б) Особенности социальной инфраструктуры средневекового периода, так как в это время закладывались основы русской национальной духовности будущей единой императорской России. К числу этих особенностей относились враждебное территориальное окружение (проявлялось в бесчисленных набегах на Русь соседних, большей частью кочевых племен, в пожарах и разорении), интенсивное социальное расслоение общества и обеднение отдельных слоев населения, усиливавшиеся вследствие процесса централизации Руси и образования единого государства с центром в Москве, – все это приводило к тому, что образовалась широкая прослойка людей, живших исключительно за счет подаяния. Доброе отношение ко всем убогим, обделенным и юродивым активно поддерживалось церковью, поскольку значительная часть населения Руси иначе просто не могла существовать, что грозило нации в целом страшным демографическим бедствием.
в) Языковое сознание отразило также рефлексию русских людей по поводу роли природно-географического фактора в жизни общества. Неуважение к собственности поддерживалось большими территориаль-ными и природными ресурсами: если европейские народы были зажаты соседями со всех сторон на крошечном пятачке своей территории, и этот фактор заставлял их беречь природные ресурсы и всячески благоустраивать, уважать и ценить ту родную землю, которую они имели, то богатство русской природы и ее бескрайние просторы обусловили легкое, даже пренебрежительное отношение к той собственности, которой владели наши предки. Можно было бросить нажитое и отправиться в другие края, в поисках лучшей доли (в это понятие входила и лучшая земля). Ментальная установка на щедрость постоянно коррелировала с бездумным, нерачительным отношением к природе; сознание того, что природных богатств «на всех хватит», формировало безответственное отношение к природным ресурсам.18
г) Исторически сложившиеся особенности социально-экономической жизни. К ним относятся централизация власти, формирование абсолютной монархии без жестких конституционных ограничений, деспотизм, вертикальная структура власти, неразработанность и несовершенство законов и порождаемое ими бесправие. До судебной реформы 1864 г. Россия не знала независимого судопроизводства; юстиция была ответвлением административной системы, и ее главной заботой было проведение в жизнь воли государства и охрана его интересов. Неразвитость правосознания проявлялась, прежде всего, в традиционном представлении о том, что преступления, совершенные чиновниками против граждан, не касаются общественности; проводилось различие между «грешными» и «безгрешными» доходами: все виды вымогательства, которые брались с общества, т.е. граждан, включая взятки, считались «безгрешными» («грешными» доходами считались растрата государственной казны или намеренное искажение отчетов). Коррупция в бюрократическом аппарате дореволюционной России не была отклонением от принятой нормы, как в цивилизованных странах, но являлась неотъемлемой частью установившейся системы управления. Она порождалась правительством, которое, не имея средств на систему управления, не только не платило своим чиновникам жалованья, но и прямо советовало им «кормиться от дел».
Социальная незащищенность низших слоев населения, многочисленные злоупотребления высших слоев общества властью и собственностью порождали ментальную установку: честным путем невозможно разбогатеть. Отсюда инстинктивное отталкивание от богатых и симпатии к бедным. Вспомним пословицу «Бедность – не порок», которую сравним с ментальной установкой английского общества, где, напротив, царит дух неуважения к бедным, исходящий из убеждения, что человек сам виновен в своей бедности. Бедность означает, что он ленив, не прикладывает достаточных усилий к тому, чтобы стать полноценным членом общества.19

Список литературы

Список литературных источников
1.Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопросы философии. - 2005. - № 1. - С. 29 - 39.
2.Вьюнов, В.А. Русский культурный архетип: страноведение России: / В.А. Вьюнов. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 479 с.
3.Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. - М.: Рольф, 2001.-560 с.
4.Зубок, Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи / Ю.А.Зубок. - М.: Институт социально-политических исследований, 2003. - 290 с.
5.Ильин, А.Ю. И.А.Ильин о принципах воспитания России / А.Ю.Ильин // Человек и общество: тенденции социальных изменений. - СПб.: Минск: Ростов-на-Дону, 2007. - Ч. 2. - Вып. 2. - С. 137 - 139.
6.И.Ключевский, В.О. Русская история /В.О.Ключевский.- М.:Изд-во Эксмо, 2005.-912 с.
7.Кузьмин, А.Г. Истоки русского национального характера / А.Г.Кузьмин // Вестник МГУ. Серия «История». - 2003. - № 5. - С. 13 - 22.
8.Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2004.
9.Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Издательство РОУ, 2004.
10.Осокин Ю.В.Современная культурология в энциклопедических статьях. М.: КомКнига, 2007. – 384 с.
11.Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов / Ю.М.Плотинский. - М.: Логос, 2001. - 296 с.
12.Поддубный, Н.В. Онтологический статус и гносеологическое значение понятия / Н.В.Поддубный // Системный подход в современной науке. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 366 - 406.
13.Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРо, 2004.
14.Степин, B.C. Россия в контексте глобальных цивилизационных перемен // Вторая Всероссийская научная конференция «Россия - XXI век». -М.: Издание Совета Федерации, 2000. - С. 30 - 44.
15.Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 380 с.
16.Трофимов, В.К. Менталитет русской нации / В.К. Трофимов. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск: ИжГСХА, 2004. - 272 с.
17.Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
18.Ципко, А. Нереальные русские. Миф о русском человеке как тормоз для обновления страны / А.Ципко // Российская газета. - 2007. - 5 мая.
19.Шулындин, Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен / Б.П.Шулындин // Социологические исследования. - 1999. - № 12. - С. 51 –53

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.