Раскручивание молекулы днк. Редупликация днк, ее механизмы

Строение и функции нуклеиновых кислот АТФ

К нуклеиновым кислотам относят высокополимерные соединения, распадающиеся при гидролизе на пуриновые и пиримидиновые основания, пентозу и фосфорную кислоту. Нуклеиновые кислоты содержат углерод, водород, фосфор, кислород и азот. Различают два класса нуклеиновых кислот: рибонуклеиновые кислоты (РНК) и дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК) .

Строение и функции ДНК

ДНК - полимер, мономерами которой являются дезоксирибонуклеотиды. Модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 г. Дж. Уотсоном и Ф. Криком (для построения этой модели они использовали работы М. Уилкинса, Р. Франклин, Э. Чаргаффа).

Молекула ДНК образована двумя полинуклеотидными цепями, спирально закрученными друг около друга и вместе вокруг воображаемой оси, т.е. представляет собой двойную спираль (исключение - некоторые ДНК-содержащие вирусы имеют одноцепочечную ДНК). Диаметр двойной спирали ДНК - 2 нм, расстояние между соседними нуклеотидами - 0,34 нм, на один оборот спирали приходится 10 пар нуклеотидов. Длина молекулы может достигать нескольких сантиметров. Молекулярный вес - десятки и сотни миллионов. Суммарная длина ДНК ядра клетки человека - около 2 м. В эукариотических клетках ДНК образует комплексы с белками и имеет специфическую пространственную конформацию.

Мономер ДНК - нуклеотид (дезоксирибонуклеотид) - состоит из остатков трех веществ: 1) азотистого основания, 2) пятиуглеродного моносахарида (пентозы) и 3) фосфорной кислоты. Азотистые основания нуклеиновых кислот относятся к классам пиримидинов и пуринов. Пиримидиновые основания ДНК (имеют в составе своей молекулы одно кольцо) - тимин, цитозин. Пуриновые основания (имеют два кольца) - аденин и гуанин.

Моносахарид нуклеотида ДНК представлен дезоксирибозой.

Название нуклеотида является производным от названия соответствующего основания. Нуклеотиды и азотистые основания обозначаются заглавными буквами.



Полинуклеотидная цепь образуется в результате реакций конденсации нуклеотидов. При этом между 3"-углеродом остатка дезоксирибозы одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого возникает фосфоэфирная связь (относится к категории прочных ковалентных связей). Один конец полинуклеотидной цепи заканчивается 5"-углеродом (его называют 5"-концом), другой - 3"-углеродом (3"-концом).

Против одной цепи нуклеотидов располагается вторая цепь. Расположение нуклеотидов в этих двух цепях не случайное, а строго определенное: против аденина одной цепи в другой цепи всегда располагается тимин, а против гуанина - всегда цитозин, между аденином и тимином возникают две водородные связи, между гуанином и цитозином - три водородные связи. Закономерность, согласно которой нуклеотиды разных цепей ДНК строго упорядоченно располагаются (аденин - тимин, гуанин - цитозин) и избирательно соединяются друг с другом, называется принципом комплементарности . Следует отметить, что Дж. Уотсон и Ф. Крик пришли к пониманию принципа комплементарности после ознакомления с работами Э. Чаргаффа. Э. Чаргафф, изучив огромное количество образцов тканей и органов различных организмов, установил, что в любом фрагменте ДНК содержание остатков гуанина всегда точно соответствует содержанию цитозина, а аденина - тимину («правило Чаргаффа» ), но объяснить этот факт он не смог.

Из принципа комплементарности следует, что последовательность нуклеотидов одной цепи определяет последовательность нуклеотидов другой.

Цепи ДНК антипараллельны (разнонаправлены), т.е. нуклеотиды разных цепей располагаются в противоположных направлениях, и, следовательно, напротив 3"-конца одной цепи находится 5"-конец другой. Молекулу ДНК иногда сравнивают с винтовой лестницей. «Перила» этой лестницы - сахарофосфатный остов (чередующиеся остатки дезоксирибозы и фосфорной кислоты); «ступени» - комплементарные азотистые основания.

Функция ДНК - хранение и передача наследственной информации.

Репликация (редупликация) ДНК

Репликация ДНК - процесс самоудвоения, главное свойство молекулы ДНК. Репликация относится к категории реакций матричного синтеза, идет с участием ферментов. Под действием ферментов молекула ДНК раскручивается, и около каждой цепи, выступающей в роли матрицы, по принципам комплементарности и антипараллельности достраивается новая цепь. Таким образом, в каждой дочерней ДНК одна цепь является материнской, а вторая - вновь синтезированной. Такой способ синтеза называется полуконсервативным .

«Строительным материалом» и источником энергии для репликации являются дезоксирибонуклеозидтрифосфаты (АТФ, ТТФ, ГТФ, ЦТФ), содержащие три остатка фосфорной кислоты. При включении дезоксирибонуклеозидтрифосфатов в полинуклеотидную цепь два концевых остатка фосфорной кислоты отщепляются, и освободившаяся энергия используется на образование фосфодиэфирной связи между нуклеотидами.

В репликации участвуют следующие ферменты:

  1. геликазы («расплетают» ДНК);
  2. дестабилизирующие белки;
  3. ДНК-топоизомеразы (разрезают ДНК);
  4. ДНК-полимеразы (подбирают дезоксирибонуклеозидтрифосфаты и комплементарно присоединяют их к матричной цепи ДНК);
  5. РНК-праймазы (образуют РНК-затравки, праймеры);
  6. ДНК-лигазы (сшивают фрагменты ДНК).

С помощью геликаз в определенных участках ДНК расплетается, одноцепочечные участки ДНК связываются дестабилизирующими белками, образуется репликационная вилка . При расхождении 10 пар нуклеотидов (один виток спирали) молекула ДНК должна совершить полный оборот вокруг своей оси. Чтобы предотвратить это вращение ДНК-топоизомераза разрезает одну цепь ДНК, что дает ей возможность вращаться вокруг второй цепи.

ДНК-полимераза может присоединять нуклеотид только к 3"-углероду дезоксирибозы предыдущего нуклеотида, поэтому данный фермент способен передвигаться по матричной ДНК только в одном направлении: от 3"-конца к 5"-концу этой матричной ДНК. Так как в материнской ДНК цепи антипараллельны, то на ее разных цепях сборка дочерних полинуклеотидных цепей происходит по-разному и в противоположных направлениях. На цепи 3"–5" синтез дочерней полинуклеотидной цепи идет без перерывов; эта дочерняя цепь будет называться лидирующей . На цепи 5"–3" - прерывисто, фрагментами (фрагменты Оказаки ), которые после завершения репликации ДНК-лигазами сшиваются в одну цепь; эта дочерняя цепь будет называться запаздывающей (отстающей ).

Особенностью ДНК-полимеразы является то, что она может начинать свою работу только с «затравки» (праймера ). Роль «затравок» выполняют короткие последовательности РНК, образуемые при участи фермента РНК-праймазы и спаренные с матричной ДНК. РНК-затравки после окончания сборки полинуклеотидных цепочек удаляются.

Репликация протекает сходно у прокариот и эукариот. Скорость синтеза ДНК у прокариот на порядок выше (1000 нуклеотидов в секунду), чем у эукариот (100 нуклеотидов в секунду). Репликация начинается одновременно в нескольких участках молекулы ДНК. Фрагмент ДНК от одной точки начала репликации до другой образует единицу репликации - репликон .

Репликация происходит перед делением клетки. Благодаря этой способности ДНК осуществляется передача наследственной информации от материнской клетки дочерним.

Репарация («ремонт»)

Репарацией называется процесс устранения повреждений нуклеотидной последовательности ДНК. Осуществляется особыми ферментными системами клетки (ферменты репарации ). В процессе восстановления структуры ДНК можно выделить следующие этапы: 1) ДНК-репарирующие нуклеазы распознают и удаляют поврежденный участок, в результате чего в цепи ДНК образуется брешь; 2) ДНК-полимераза заполняет эту брешь, копируя информацию со второй («хорошей») цепи; 3) ДНК-лигаза «сшивает» нуклеотиды, завершая репарацию.

Наиболее изучены три механизма репарации: 1) фоторепарация, 2) эксцизная, или дорепликативная, репарация, 3) пострепликативная репарация.

Изменения структуры ДНК происходят в клетке постоянно под действием реакционно-способных метаболитов, ультрафиолетового излучения, тяжелых металлов и их солей и др. Поэтому дефекты систем репарации повышают скорость мутационных процессов, являются причиной наследственных заболеваний (пигментная ксеродерма, прогерия и др.).

Строение и функции РНК

РНК - полимер, мономерами которой являются рибонуклеотиды . В отличие от ДНК, РНК образована не двумя, а одной полинуклеотидной цепочкой (исключение - некоторые РНК-содержащие вирусы имеют двухцепочечную РНК). Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой. Цепи РНК значительно короче цепей ДНК.

Мономер РНК - нуклеотид (рибонуклеотид) - состоит из остатков трех веществ: 1) азотистого основания, 2) пятиуглеродного моносахарида (пентозы) и 3) фосфорной кислоты. Азотистые основания РНК также относятся к классам пиримидинов и пуринов.

Пиримидиновые основания РНК - урацил, цитозин, пуриновые основания - аденин и гуанин. Моносахарид нуклеотида РНК представлен рибозой.

Выделяют три вида РНК : 1) информационная (матричная) РНК - иРНК (мРНК), 2) транспортная РНК - тРНК, 3) рибосомная РНК - рРНК.

Все виды РНК представляют собой неразветвленные полинуклеотиды, имеют специфическую пространственную конформацию и принимают участие в процессах синтеза белка. Информация о строении всех видов РНК хранится в ДНК. Процесс синтеза РНК на матрице ДНК называется транскрипцией.

Транспортные РНК содержат обычно 76 (от 75 до 95) нуклеотидов; молекулярная масса - 25 000–30 000. На долю тРНК приходится около 10% от общего содержания РНК в клетке. Функции тРНК: 1) транспорт аминокислот к месту синтеза белка, к рибосомам, 2) трансляционный посредник. В клетке встречается около 40 видов тРНК, каждый из них имеет характерную только для него последовательность нуклеотидов. Однако у всех тРНК имеется несколько внутримолекулярных комплементарных участков, из-за которых тРНК приобретают конформацию, напоминающую по форме лист клевера. У любой тРНК есть петля для контакта с рибосомой (1), антикодоновая петля (2), петля для контакта с ферментом (3), акцепторный стебель (4), антикодон (5). Аминокислота присоединяется к 3"-концу акцепторного стебля. Антикодон - три нуклеотида, «опознающие» кодон иРНК. Следует подчеркнуть, что конкретная тРНК может транспортировать строго определенную аминокислоту, соответствующую ее антикодону. Специфичность соединения аминокислоты и тРНК достигается благодаря свойствам фермента аминоацил-тРНК-синтетаза.

Рибосомные РНК содержат 3000–5000 нуклеотидов; молекулярная масса - 1 000 000–1 500 000. На долю рРНК приходится 80–85% от общего содержания РНК в клетке. В комплексе с рибосомными белками рРНК образует рибосомы - органоиды, осуществляющие синтез белка. В эукариотических клетках синтез рРНК происходит в ядрышках. Функции рРНК : 1) необходимый структурный компонент рибосом и, таким образом, обеспечение функционирования рибосом; 2) обеспечение взаимодействия рибосомы и тРНК; 3) первоначальное связывание рибосомы и кодона-инициатора иРНК и определение рамки считывания, 4) формирование активного центра рибосомы.

Информационные РНК разнообразны по содержанию нуклеотидов и молекулярной массе (от 50 000 до 4 000 000). На долю иРНК приходится до 5% от общего содержания РНК в клетке. Функции иРНК : 1) перенос генетической информации от ДНК к рибосомам, 2) матрица для синтеза молекулы белка, 3) определение аминокислотной последовательности первичной структуры белковой молекулы.

Строение и функции АТФ

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) - универсальный источник и основной аккумулятор энергии в живых клетках. АТФ содержится во всех клетках растений и животных. Количество АТФ в среднем составляет 0,04% (от сырой массы клетки), наибольшее количество АТФ (0,2–0,5%) содержится в скелетных мышцах.

АТФ состоит из остатков: 1) азотистого основания (аденина), 2) моносахарида (рибозы), 3) трех фосфорных кислот. Поскольку АТФ содержит не один, а три остатка фосфорной кислоты, она относится к рибонуклеозидтрифосфатам.

Для большинства видов работ, происходящих в клетках, используется энергия гидролиза АТФ. При этом при отщеплении концевого остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в АДФ (аденозиндифосфорную кислоту), при отщеплении второго остатка фосфорной кислоты - в АМФ (аденозинмонофосфорную кислоту). Выход свободной энергии при отщеплении как концевого, так и второго остатков фосфорной кислоты составляет по 30,6 кДж. Отщепление третьей фосфатной группы сопровождается выделением только 13,8 кДж. Связи между концевым и вторым, вторым и первым остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими (высокоэнергетическими).

Запасы АТФ постоянно пополняются. В клетках всех организмов синтез АТФ происходит в процессе фосфорилирования, т.е. присоединения фосфорной кислоты к АДФ. Фосфорилирование происходит с разной интенсивностью при дыхании (митохондрии), гликолизе (цитоплазма), фотосинтезе (хлоропласты).

АТФ является основным связующим звеном между процессами, сопровождающимися выделением и накоплением энергии, и процессами, протекающими с затратами энергии. Кроме этого, АТФ наряду с другими рибонуклеозидтрифосфатами (ГТФ, ЦТФ, УТФ) является субстратом для синтеза РНК.

Читайте также:
  1. Аналоговые электромеханические приборы для измерений силы тока и напряжения. Электростатические измерительные механизмы
  2. Антидоты: определение. Основные механизмы антидотного действия
  3. В.63. Диагностика банкротства механизмы фин.стабилизации пр-ия.
  4. Важнейшие принципы разделения функции управления инфраструктуры и ресурсов территорий, и механизмы их эффективного функционирования.
  5. Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
  6. Волевая регуляция, ее критерии, функции и психологические механизмы.
  7. Вопрос 4. Вспомогательные механизмы выделения частиц из потока.

Репликация ДНК - это процесс синтеза дочерней молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, который происходит в процессе деления клетки на матрице родительской молекулы ДНК.

При этом генетический материал, зашифрованный в ДНК, удваивается и делится между дочерними клетками.

Репликацию ДНК осуществляет фермент ДНК-полимераза.

В основе механизма репликация лежит ферментативный синтез дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК)

Строгая специфичность спаривания азотистых оснований в молекуле ДНК обусловливает комплементарность последовательностей оснований в двух цепях и обеспечивает высокую точность

Согласно Уотсону и Крику, процесс Репликация ДНК предусматривает:

1) разрыв водородных связей и расплетение нитей двойной спирали;

2) синтез на одиночных нитях комплементарных цепей.

В результате из одной двухцепочечной ДНК возникают две подобные молекулы, причём в каждой из дочерних молекул одна полинуклеотидная цепь родительская, а другая - синтезированная заново (полуконсервативный механизм Репликация).

Процесс редупликации :

Раскручивание спирали молекулы - отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Воздействие фермента ДНК-полимеразы на молекулу

Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Образование двух молекул ДНК из одной.

Функциональная единица репликации – репликон (начало – инициация, конец – завершение). Однажды начавшись, репликация продолжается до тех пор, пока весь репликон не будет дуплицирован (удвоен).

Рост полинуклеотидной цепи идет только с ее З"-конца, т. е. в направлении 5" : 3". Фермент, катализирующий эту реакцию - ДНК – полимераза .

Репликационная вилка асимметрична . Из двух синтезируемых дочерних цепей ДНК одна строится непрерывно, а другая – с перерывами. Первую называют ведущей, или лидирующей , цепью, а вторую – отстающей.

В качестве затравок для синтеза фрагментов отстающей цепи служат короткие отрезки РНК, комплементарные матричной цепи ДНК. Эти РНК-затравки (праймеры) , состоящие примерно из 10 нуклеотидов, с определенными интервалами синтезируются на матрице отстающей цепи из рибонуклеозидтрифосфатов в направлении 5" : 3" с помощью фермента РНК-праймазы.



РНК-праймеры затем наращиваются дезоксинуклеотидами с 3"-конца ДНК-полимеразой, которая продолжает наращивание до тех пор, пока строящаяся цепь не достигает РНК-затравки, присоединенной к 5"-концу предыдущего фрагмента. Образующиеся таким образом фрагменты (т. наз. фрагменты Оказаки ) отстающей цепи насчитывают у бактерий 1000-2000 дезоксирибонуклеотидных остатков; в животных клетках их длина не превышает 200 нуклеотидов.

Чтобы обеспечить образование непрерывной цепи ДНК из многих таких фрагментов, в действие вступает особая система репарации ДНК, удаляющая РНК-затравку и заменяющая ее на ДНК. Завершает весь процесс фермент ДНК-лигаза , катализирующий образование фосфодиэфирной связи между группой З"-ОН нового фрагмента ДНК и 5"-фосфатной группой предыдущего фрагмента.

Раскручивание двойной спирали и пространств. разделение цепей осуществляется при помощи нескольких специальных белков. Геликазы расплетают короткие участки ДНК, находящиеся непосредственно перед репликационной вилкой.

К каждой из разделившихся цепей присоединяется несколько молекул ДНК-связывающих белков, которые препятствуют образованию комплементарных пар и обратному воссоединению цепей.



В случае кольцевого репликона (напр., у плазмиды) описанный процесс наз. q-репликацией. Кольцевые молекулы ДНК закручены сами на себя (суперспирализованы), при раскручивании двойной спирали в процессе репликации они должны непрерывно вращаться вокруг собственной оси. При этом возникает торсионное напряжение, которое устраняется путем разрыва одной из цепей. Затем оба конца сразу же вновь соединяются друг с другом. Эту функцию выполняет фермент ДНК-топоизомераза .

ДНК – полимераза

ДНК-полимераза - фермент, участвующий в репликации ДНК. Ферменты этого класса катализируют полимеризацию дезоксирибонуклеотидов вдоль цепочки нуклеотидов ДНК, которую фермент «читает» и использует в качестве шаблона. Тип нового нуклеотида определяется по принципу комплементарности с шаблоном, с которого ведётся считывание. Собираемая молекула комплементарна шаблонной моноспирали и идентична второму компоненту двойной спирали.

Выделяют ДНК-зависимую ДНК-полимеразу, использующую в качестве матрицы одну из цепей ДНК, и РНК-зависимую ДНК-полимеразу, способную также к считыванию информации с РНК (обратная транскрипция).

ДНК-полимераза начинает репликацию ДНК, связываясь с отрезком цепи нуклеотидов. Среднее количество нуклеотидов, присоединяемое ферментов ДНК-полимеразой за один акт связывания/диссоциации с матрицей, называют процессивностью.

ДНК – геликазы

ДНК геликазы - ферменты раскручивающие двуцепочечную спираль ДНК с затратой энергии гидролиза трифосфатов NTP. Образуемая одноцепочечная ДНК участвует в различных процессах, таких как репликация, рекомбинация, и репарация. ДНК геликазы необходимы для репликации, репарации, рекомбинации и транскрипции. Геликазы присутствуют во всех организмах.

Уважаемые старшеклассники! Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы вы научились отвечать на самые разные по типам и формулировкам вопросы. Часто их называют «Тестовыми заданиями». Для того, чтобы успешно это делать, необходимо знать, какие бывают задания, чем отличается один тип заданий от другого. Первая тема рабочей тетради имеет следующие части: обучающую, тренировочную и контрольную. Остальные темы содержат только тренировочную и контрольную части (зачеты). В обучающей части показаны примеры рассуждений, даются ответы на большинство вопросов и комментарии к ним. В тренировочной части ответы также приводятся, однако объяснить правильность выбора должны вы сами. Для этого в свободных строках нужно дописать необходимые аргументы, опровергающие неверные ответы. Заполненные строки подскажут логику рассуждений.
Наконец, в контрольной части вам полностью и самостоятельно нужно выполнить работу. Используя тетрадь при изучении курса «Общая биология», вы научитесь правильно понимать смысл задания, самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них, доказывать правильность своих ответов и опровергать неверные ответы. В обучающей и тренировочной частях вы познакомитесь с заданиями разного уровня сложности, чаще всего встречающимися в разных проверочных работах. Контрольная часть также включает как совсем простые, так и более сложные вопросы. Практически все вопросы и задания направлены на подготовку к сдаче различных форм экзаменов, но, прежде всего, ЕГЭ. Именно с этим связана и такая структура, и такая форма рабочей тетради. Она рассчитана не только на индивидуальную, но и на совместную работу с учителем или с одноклассниками.

Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах (примеры заданий цитируются по демонстрационной версии ЕГЭ 2007 г.)

Обучающая часть

Приступая к работе с тетрадью, внимательно изучите примеры заданий разных видов. Научитесь их узнавать. Тестовые задания делятся на следующие виды.

1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.

Отвечая на подобный вопрос необходимо очень внимательно его прочитать и точно понять его смысл. О чем спрашивается в вопросе? О признаках научного метода исследования. Что является этими признаками? Особенности строения и число хромосом. Можно ли обнаружить эти признаки, не проникая в клетку? Нет, нельзя. Какой из перечисленных методов позволяет проникнуть в клетку с помощью микроскопа? Только цитогенетический. Значит это и будет правильным ответом.
Можно выбрать и другой, более длинный, путь рассуждений, вспоминая особенности других методов исследования.

Выбор правильного ответа на этот вопрос может быть как предельно простым, так и достаточно сложным. Если вы точно поняли смысл вопроса и знаете, что хроматида отличается от молекулы ДНК по своей структуре и образуется в процессе деления клетки в интерфазе митоза, то выбор прост – правильный ответ – 1.
Сомнения могут привести к следующим рассуждениям: пункты 2 и 3 достаточно очевидны, и их нельзя выбирать в качестве правильного ответа. В неделящейся клетке хроматиды не образуются, а кольцевая молекула ДНК, существующая в бактериальной клетке, не обладает структурой хроматиды. Могут смутить пункты 1 и 4, т.к. память подсказывает, что хромосома состоит из двух хроматид, а молекула ДНК – из двух цепей. Вот тут и следует еще раз прочитать вопрос и вдуматься в его смысл. ДНК – это часть хроматиды, поэтому правильный ответ – 1.

2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Для выполнения задания с выбором нескольких правильных ответов нужно хорошо помнить признаки объекта или уметь делать выводы на основании уже имеющейся у вас информации. Данный вопрос требует от вас как точного знания, памяти, так и умения вывести правильные ответы на основании имеющейся у вас информации. Сначала попытайтесь выбрать те пункты, в которых вы уверены. Например, вы точно знаете, что все клетки имеют цитоплазму. Следовательно, первый выбранный пункт – 2. Все клетки покрыты клеточной мембраной, либо их органоиды имеют мембранное строение. Значит и пункт 4 можно выбрать в качестве правильного. Логика подсказывает, что не может существовать клетка без белков, ибо любая живая система использует белки в качестве структурного компонента. Но эти белки должны синтезироваться, а значит должен быть аппарат, на котором проходит биосинтез. Это рибосомы. Значит и ответ 6 верен.

Вы можете выбрать и другой путь рассуждения, но в целом он будет похож на предложенный нами.

3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Соотнести, сопоставить – это значит связать между собой объект и его свойства, качества. Так, например, объектом может быть определенная наука – анатомия или физиология, а его свойствами – предмет изучения науки, т.е. те явления или процессы, которые она изучает.

Задания этого типа требуют от вас такой операции, как выбор признаков для сравнения объектов. Отвечая на эти вопросы, необходимо воспользоваться знаниями, которые у вас есть. Некоторые из них вы приобрели не только на уроках, но и в результате жизненного опыта. Например, вы хорошо знаете, что лягушки развиваются в воде, большинство из них гладкие и скользкие. Вот уже два признака земноводных вы можете отметить. Вы также знаете, что крокодилы, змеи, черепахи и ящерицы откладывают яйца на суше и не заботятся о своем потомстве. Значит, в яйцах должен быть большой запас питательных веществ. Лягушки мечут икру. Это хорошо известный факт. А вот какое у них оплодотворение, следует подумать. Однако в вопросе есть слова «у большинства видов». Если знать, что у пресмыкающихся оплодотворение всегда внутреннее, то понятно, что пункт Б относится к земноводным. С детства вы знаете, что лягушка проходит несколько стадий развития: из яйца появляется головастик, который затем превращается во взрослое земноводное. У пресмыкающиеся таких превращений не происходит. Проанализировав этот комментарий, вы сами можете назвать правильные ответы.

4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

При выполнении таких заданий надо уметь представить себе процесс или действие, о котором идет речь. Кроме того, всегда надо искать в вопросе указание, с какого пункта следует начать выстраивать последовательность. Если такого указания нет значит, эта последовательность может быть только строго определенной.

Отвечая на это вопрос, надо определить начальный и конечный моменты процесса. В данном случае конечный момент очевиден – это пункт Д. Вопрос может возникнуть о последовательности пунктов А и Б, но нужно знать, что любые биохимические реакции начинаются с действия ферментов. Следовательно, начальный этап – Б. Тогда раскручивание молекулы – это второй этап (А), далее последовательность становится понятной – сначала разделение частей (В), а затем наращивание новых (Г). Таким образом, ответ: БАВГД.

5. Задания со свободным ответом

C1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

Этот вопрос требует от вас точного знания признаков царства грибов. Первое предложение не содержит ошибок. В нем нет противоречий ни по одному пункту. Во втором предложении такие противоречия есть. Все ли грибы – многоклеточные организмы? Нет, не все. Дрожжи – это одноклеточные грибы. Также допущены ошибки в 3 и 4 предложениях. Среди грибов автотрофных организмов нет. Они не способны ни к фотосинтезу, ни к хемосинтезу. Наконец, надо помнить, что стенки клеток грибов образованы хитином, а не целлюлозой. Таким образом, правильные ответы на вопросы подобного типа связаны с применением имеющихся знаний и поиском противоречий в вопросе.

Это достаточно сложный вопрос, потому что следует решить, какие признаки нужно назвать. Как должно выглядеть обоснование ответа? Прежде всего, следует помнить, что не нужно отвечать на вопросы слишком пространно. Чем лаконичнее ответ, тем лучше. Он должен быть максимально точен. Приступим к рассуждениям. Какие противоречия необходимо разрешить растениям при выходе из воды на сушу? Первое, что становится очевидным, – защита от потерь воды. В водной среде эта проблема решена. Значит должны быть приспособления, регулирующие процесс испарения. Это устьица, а впоследствии кутикула, видоизмененные листья. Дальше надо вспомнить о том, что растениям необходимо было поднимать воду на определенную высоту. Значит, нужна проводящая система, которая действительно возникла у первых наземных растений. Водные растения были подвижны и эластичны. Их тело колебалось под влиянием течений, но не ломалось. На суше необходимо выдерживать напоры ветра. Поэтому должны были появиться механические ткани, а также органы, закрепляющие растение в почве, – ризоиды, корни, корневища.

Следовательно, ответ может быть таким.

1. Возникновение покровной ткани (эпидермиса с устьицами), способствующей защите от испарения.
2. Появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ.
3. Развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
4. Образование ризоидов, с помощью которых растения закреплялись в почве.

Тренировочная часть

В этой части вы познакомитесь с приемами анализа вопроса, научитесь комментировать как правильные, так и неправильные ответы. Этот опыт покажет вам, что с помощью тестовых заданий можно не только проверять свои знания, но и учиться отвечать на вопросы разных типов.

Тема: «Основные закономерности явлений наследственности»

Моно- и дигибридное скрещивание

Дополните комментарии к ответам.

А10. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком:

А11. У кареглазого мужчины и кареглазой женщины родились три кареглазых девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?

Варианты ответов

1) отец АА, мать Аа
2) отец аа , мать АА
3) отец аа , мать Аа
4) отец Аа , мать Аа

Репликация ДНК - это процесс ее удвоения перед делением клетки. Иногда говорят «редупликация ДНК». Удвоение происходит в S-фазе интерфазы клеточного цикла .

Очевидно, самокопирование генетического материала в живой природе есть необходимость. Только так дочерние образующихся при делении клетки могут содержать столько же ДНК, сколько его изначально было в исходной. Благодаря репликации все генетически запрограммированные особенности строения и метаболизма передаются в ряду поколений.

В процессе деления клетки каждая молекула ДНК из пары идентичных отходит в свою дочернюю клетку. Таким образом обеспечивается точная передача наследственной информации.

При синтезе ДНК потребляется энергия, т. е. это энергозатратный процесс.

Механизм репликации ДНК

Молекула ДНК сама по себе (без удвоения) представляет собой двойную спираль. В процессе редупликации водородные связи между двумя ее комплементарными цепями разрываются. И на каждой отдельной цепи, которая теперь служит шаблоном-матрицей, строится новая комплиментарная ей цепь. Таким образом образуются две молекулы ДНК. У каждой одна цепь достается ей от материнской ДНК, вторая - вновь синтезированная. Поэтому механизм репликации ДНК является полуконсервативным (одна цепь старая, одна новая). Такой механизм репликации был доказан в 1958 году.

В молекуле ДНК цепи антипараллельны. Это значит, что одна нить идет в направлении от 5" конца к 3", а комплементарная ей - наоборот. Цифры 5 и 3 обозначают номера атомов углерода в дезоксирибозе, входящей в состав каждого нуклеотида. Через эти атомы нуклеотиды связаны между собой фосфодиэфирными связями. И там, где у одной цепи 3" связи, у другой - 5", так как она перевернута, т. е. идет в другом направлении. Для наглядности можно представить, что вы положили руку на руку, как первоклашка, сидящий за партой.

Основной фермент, который выполняет наращивание новой нити ДНК, способен делать это только в одном направлении. А именно: присоединять новый нуклеотид только к 3" концу. Таким образом, синтез может идти только в направлении от 5" к 3".

Цепи антипараллельны, значит синтез должен идти на них в разных направлениях. Если бы цепи ДНК сначала полностью расходились, а потом на них уже строилась новая комплементарная, то это не было бы проблемой. В действительности же цепи расходятся в определенных точках начала репликации , и в этих местах на матрицах сразу начинается синтез.

Формируются так называемые репликационные вилки . При этом на одной материнской цепи синтез идет в сторону расхождения вилки, и этот синтез происходить непрерывно, без разрывов. На второй матрице синтез идет в обратную сторону от направления расхождения цепей исходной ДНК. Поэтому такой обратный синтез может идти только кусками, которые называются фрагментами Оказаки . Позже такие фрагменты «сшиваются» между собой.

Дочерняя цепь, которая реплицируется непрерывно, называется лидирующей, или ведущей . Та, которая синтезируется через фрагменты Оказаки, - запаздывающей, или отстающей , так как фрагментарная репликация выполняется медленнее.

На схеме нити родительской ДНК постепенно расходятся в направлении, в котором идет синтез ведущей дочерней цепи. Синтез отстающей цепи идет в обратную расхождению сторону, поэтому вынужден выполняться кусками.

Другой особенностью основного фермента синтеза ДНК (полимеразы) является то, что он не может сам начать синтез, только продолжить. Ему необходима затравка, или праймер . Поэтому на родительской нити сначала синтезируется небольшой комплементарный участок РНК, потом уже происходит наращивание цепи с помощью полимеразы. Позже праймеры удаляются, дыры застраиваются.

На схеме затравки показаны только на отстающей цепи. На самом деле они есть и на лидирующей. Однако здесь нужен только один праймер на вилку.

Поскольку цепи материнской ДНК не всегда расходятся с концов, а в точках инициализации, то на самом деле формируются не столько вилки, сколько глазки, или пузыри.

В каждом пузыре может быть две вилки, т. е. цепи будут расходиться в двух направлениях. Однако могут только в одном. Если все же расхождение двунаправлено, то из точки инициализации на одной нити ДНК синтез будет идти в двух направлениях - вперед и назад. При этом в одну сторону будет выполняться непрерывный синтез, а в другую - фрагментами Оказаки.

ДНК прокариот не линейна, а имеет кольцевую структуру и лишь одну точку начала репликации.

На схеме красным и синим цветом показаны две нити родительской молекулы ДНК. Новые синтезирующиеся нити показаны пунктиром.

У прокариот самокопирование ДНК выполняется быстрее, чем у эукариот. Если скорость редупликации у эукариот составляет сотни нуклеотидов в секунду, то у прокариот достигает тысячи и более.

Ферменты репликации

Репликацию ДНК обеспечивает целый комплекс ферментов, который называется реплисомой . Всего ферментов и белков репликации более 15. Ниже перечислены наиболее значимые.

Основным ферментом репликации является уже упомянутая ДНК-полимераза (на самом деле существует несколько разных), которая непосредственно осуществляет наращивание цепи. Это не единственная функция фермента. Полимераза способна «проверять», какой нуклеотид пытается присоединиться к концу. Если неподходящий, то она его удаляет. Другими словами, частичная репарация ДНК, т. е. ее исправление ошибок репликации, происходит уже на этапе синтеза.

Нуклеотиды, находящиеся в нуклеоплазме (или цитоплазме у бактерий), существуют в форме трифосфатов, т. е. это не нуклеотиды, а дезоксинуклеозидтрифосфаты (дАТФ, дТТФ, дГТФ, дЦТФ). Они похожи на АТФ , у которой три фосфатных остатка, два из которых связаны макроэргической связью. При разрыве таких связей выделяется много энергии. Также и у дезоксинуклеозидтрифосфатов две связи макроэргические. Полимераза отделяет два последних фосфата и использует выделяющуюся энергию на реакцию полимеризации ДНК.

Фермент хеликаза разделяет нити матричной ДНК, разрывая водородные связи между ними.

Поскольку молекула ДНК представляет собой двойную спираль, то разрыв связей провоцирует еще большее ее скручивание. Представьте канат из двух закрученных относительно друг друга веревок, и вы с одной стороны за концы тянете одну вправо, другую - влево. Сплетенная часть станет еще больше скручиваться, будет более тугой.

Для устранения подобного напряжения необходимо, чтобы еще неразошедшаяся двойная спираль быстро крутилась вокруг своей оси, «сбрасывая» возникающую сверхспирализацию. Однако это слишком энергозатратно. Поэтому в клетках реализуется другой механизм. Фермент топоизомераза разрывает одну из нитей, пропускает через разрыв второю и снова сшивает первую. Чем и устраняются возникающие супервитки.

Разошедшиеся в результате действия хеликазы нити матричной ДНК пытаются опять соединиться своими водородными связями. Чтобы этого не произошло, в действие вступают ДНК-связывающие белки . Это не ферменты в том понимании, что реакций они не катализируют. Такие белки прикрепляются к нити ДНК на всем ее протяжении и не дают комплементарным цепям матричной ДНК сомкнуться.

Праймеры синтезируются РНК-праймазой . А удаляются экзонуклеазой . После удаления праймера «дыру» застраивает другой тип полимеразы. Однако при этом отдельные участки ДНК не сшиваются.

Отдельные части синтезируемой цепи сшиваются таким ферментом репликации как ДНК-лигаза .

Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

1) рибоза2) глюкоза3) урацил4) дезоксирибоза

2) К полимерам относятся:

1) крахмал, белок, целлюлоза 3) целлюлоза, сахароза, крахмал

2) белок, гликоген, жир 4) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.

3) Ученый, открывший клетку:

1) Р.Гук; 3) Т. Шванн

2); Р.Броун 4) М. Шлейден

4. Найдите правильное продолжение выражения «фотолиз воды происходит внутри...»:

1) митохондрий на стенках крист; 3) пластид, в строме;

2) пластид, в тилакоидах; 4) мембран ЭПС.

5. В течение световой фазы фотосинтеза растение использует световую энергию для образования:

1) АТФ из АДФ и Ф; 3) НАДФ + + Н 2 -> НАДФ Н;

2) Глюкозы и углекислого газа; 4) О 2 из СО 2 .

6.Темновые реакции фотосинтеза протекают в:

а)строме хлоропластов; в)мембранах тилакоидов;

б)рибосомах хлоропластов; г)гранах.

Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?

1) оба процесса происходят в митохондриях;

2) оба процесса происходят в хлоропластах;

3) в результате этих процессов образуется глюкоза;

4) в результате этих процессов образуется АТФ.

8. В результате какого процесса органические вещества об­разуются из неорганических?

1)биосинтез белка; 3) синтез АТФ;

2)фотосинтез; 4) гликолиз.

9. Энергетически ценным продуктом анаэробного гликолиза являются две молекулы:

1) молочной кислоты; 3) АТФ;

2) пировиноградной кислоты; 4) этанола.

10. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК:

1) тимин; 2) урацил; 3) аденин; 4) цитозин

При половом размножении появляется

1) меньшее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом

2) большее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом

3) менее жизнеспособное потомство

4) потомство, менее приспособленное к среде обитания

Каждая новая клетка происходит от такой же путем её

1) деления 3) мутации

2) адаптации 4) модификации

Закладка органов в эмбриональном развитии млекопитающих происходит на этапе

1) бластулы 3) дробление

2) нейрулы 4) гаструлы

Из каких зародышевых структур образуется нервная система и эпидермис кожи животных?

1)мезодермы 3) энтодермы

2)эктодермы 4) бластометров

Деление ядра при размножении происходит у

1) амебы обыкновенной 3) стафилококка

2) холерного вибриона 4) бациллы сибирской язвы

Генетическая информация родителей объединяется в потомстве при размножении

1) почкованием 3) семенами

2) вегетативном 4) спорами

17. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:

18. Первая анафаза мейоза завершается:

1) расхождением к полюсам гомологичных хромосом;

2) расхождение хроматид;

3) образованием гамет;

4) кроссинговером.

19. ДНК клетки несет информацию о строении:

1) белков, жиров и углеводов; 3) аминокислот;

2) белков и жиров; 4) ферментов.

20. Ген кодирует информацию о структуре:

1) нескольких белков;

2) одной из комплиментарных цепей ДНК;

3) аминокислотной последовательности в одной молекуле белка;

4) одной аминокислоты.

21. При репликации одной молекулы ДНК синтезируются новые цепи. Их количество в двух новых молекулах равно:

1) четырем; 2) двум; 3) одному; 4) трем.

22. Если в молекуле ДНК 20% составляют цитозиновые нуклеотиды, то процент тиминовых нуклеотидов равен:

1) 40%; 2) 30%; 3) 10%; 4) 60%.

23.Трансляцией называется процесс:

1) образование и-РНК; 3) образование белковой цепи на рибосоме;

2) удвоение ДНК; 4) соединения т-РНК с аминокислотами.

24. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании

организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия 3) сцепленного наследования

2) расщепления 4) независимого наследования

25. Укажите особенности модификационной изменчивости.

1) возникает внезапно

2) проявляется у отдельных особей вида

3) изменения обусловлены нормой реакции

4) проявляется сходно у всех особей вида

5) носит адаптивный характер

6) передаётся потомству

Соотнесите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка, с их функциями, проставив рядом с цифрами нужные буквы.

Установите в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК

А) раскручивание спирали молекулы

Б) воздействие ферментов на молекулу

В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д) образование двух молекул ДНК из одной