Конспект логопедического занятия постановка звука ч. Конспект подгруппового занятия «Знакомство со звуком и буквой Ч

Тема занятия : Дифференциация звуков [ч - т’].

Тип занятия : объяснение нового материала.

Группа : ОНР-3.

Класс : 1-й.

Цели:

    Образовательные:

    Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;

    учить составлять слова;

    формировать операции звукобуквенного анализа;

    активизировать словарный запас;

    работать над предложением, формировать грамматический строй,

    закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;

    Воспитательные : воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование : индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.

План занятия:

    Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

    Уточнение артикуляции звуков

    Соотнесение звуков с буквами

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча

    Отгадывание загадок

    Физминутка

    Работа над словообразованием

    Дидактическая игра « Измени слово»

    Массаж ушных раковин

    Пересказ рассказа» Синичка»

Ход занятия:

    Организационный момент .

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Садитесь.

    Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.

Назовите 3-й звук в слове «ручка»

Дети: Звук «Ч»

Логопед: 2-й звук в слове «стержень»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «туча»

Дети: «ч»

Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «Катя»

Дети: Звук «т’».

Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?

Дети: Звуки «ч» и «т’»

Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.

(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)

Логопед: Где мы оказались?

Дети: В лесу

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев

Логопед: Это речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые

    Уточнение артикуляции звуков .

Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Дети: Тихо, не шуметь.

Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.

(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).

Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.

(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).

    Соотнесение звуков с буквами .

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)

Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.

(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь

Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.

    Отгадывание загадок

Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.

(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).

Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка.

(К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).

Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?

Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».

Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.

Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.

Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.

    Физминутка .

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок. Стоп. Сели.

Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.

    Словообразование.

Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?

Дети: Кузнечик.

Логопед: Верно.

(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).

Дети: «Не перепутай буквы».

Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».

(Дети называют детенышей животных).

У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).

Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?

Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».

Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.

Дети: Это пчела.

    Работа со словами-паронимами.

Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.

Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».

(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).

Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).

(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).

Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.

Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.

    Массаж ушных раковин.

Логопед : Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.

    Пересказ рассказа «Синичка»

Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.

Логопед: О ком этот рассказ?

Дети: О синичке.

Логопед: Как она оказалась у детей?

Дети: Она влетела в форточку.

Логопед: Как ей жилось у детей?

Дети: Они о ней заботились.

(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.

Подведение итога занятия .

Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети: О звуках «ч» и «т’».

Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.

Дети: До свидания.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

Ч, ч, ч, ч, ч…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

АЧ

ОЧ

УЧ

ЫЧ

ИЧ

ЯЧ

ЮЧ

ЕЧ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Ич-ич-ич

Яч-яч-яч

Юч-юч-юч

Еч-еч-еч

Ач-оч-уч

Ич-еч-ач

Яч-юч-еч

Ич-ыч-оч

Еч-оч-уч

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Ич: дичь.

Яч: мяч.

Юч: ключ, колюч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

Яч: ячмень.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

Чтение, чтец.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].


9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Пень - пенёчек

замок -

стакан -

кувшин -

палец -

язык -

гамак -

бок -

бак -

ваза -

коза -

вода -

собака -

коса -

кофта -

сани -

кисть -

ключ -

мяч -

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц - (заячий, заячья, заячьё)

Белка -

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

новый учебник

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

новый учебник

чугунная печка

чайная чашка

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Паучок.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

У бабушки.

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке - кабачок.

Ученик задачей

Очень озадачен.

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
  • научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память;
  • упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей;
  • создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:
- Надо, надо умываться
Поглаживающие движения.
По утрам и вечерам,
Растирающие движения.
А детишкам неумытым
Пощипывающие движения.
Стыд и срам!
Поглаживающие движения.

3. Развитие артикуляционной моторики.

«Заборчик»

Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать на счет до 5.

«Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?

Дети: Черепаха.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.

На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука[Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы разомкнуты.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом.

Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч.

Можно его пропеть?

Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы.

В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.
У ёжихи – ежёночек.
У лошади – жеребёночек.
У медведя – медвежёночек.
У львицы – львёночек.
У белки – бельчёночек.
У оленихи – оленёночек.
У овцы – ягнёночек.

11. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
(грач)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет.

А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка

Логопед: Черепаха очень любит игры с мячом. Давайте мы с вами тоже поиграем в мяч, покажем, какие мы ловкие.

Колобок (с мячом).

Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили они очень
На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
Мышка серая бежала,
- Ой! Как пахнет Колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек.
Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.

Движения:

Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.
Стоять, мяч перед собой.
Передавать мяч из одной руки в другую.
Присесть, мяч внизу.
Катать мяч по полу.
Встать, перекладывать мяч из одной руки в другую.
Мяч на полу, бег вокруг мяча.
Наклоны к мячу.
Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.

13. Знакомство с буквой Ч. Дидактическая игра «Туча».

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек.

Логопед: Налетела большая туча, закапал дождик. Везде лужи. Но дождик необычный – в каждой капельке буквы и каждой лужице буквы (в каждой лужице по одной букве а, о, у, и). Назовите, какие буквы вы видите в лужицах.

Дети называют буквы.

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы и почему?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что воздух не встречает в ротике преграды, эти звуки можно пропеть.

Логопед: Выберите только те капельки, на которых буква Ч и опустите её в лужицу перед гласной, прочитайте слоги.

Дети читают получившиеся прямые слоги – ча, чо, чу, чи и проводят звуко-буквенный анализ (выкладывают кружки зеленого и красного цветов).

Логопед: Положите капельку с буквой Ч после гласной, прочитайте слоги.

Дети выкладывают получившиеся обратные слоги – ач, оч, уч, ич и проводят звуко-буквенный анализ этих слогов.

14. Проговаривание чистоговорок с движением.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе стоит свеча. Левая рука лежит на столе, правая — согнутая в локте, поднята вверх, локоть стоит на столе.

Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Две ладони сомкнуты на уровне груди, описывают круг и снова соединяются.

Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Руки согнуты в локтях, локти стоят на столе. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Че-че-че – чай попили при свече. Имитируют движение ведущей рукой.

Ча-ча-ча — догорела вся свеча. Обе руки согнуты в локтях, локти стоят на столе, затем дети кладут руки друг на друга на стол.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай
Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл –
Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось? Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть. Она дарит вам по цветочку, в лепестках которого вы должны будете нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ч, определить место звука в слове и определить количество слогов.

Кудакова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32,
МБДОУ д/с № 16 г. Арзамас

Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч».
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Пирожок».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Ход занятия.

1. Игра: «Поймай звук Ч».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч.
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
- ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
- ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»:
При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

4. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч».
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»).
Молодец!

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

– мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо -чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.