Юрий Канский. Великий князь Николай Константинович Романов и его потомки

Николай Константинович стал жертвой страсти к американской танцовщице

Даже удивительно, что про этого отпрыска царской семьи РОМАНОВЫХ до сих пор не сняли остросюжетный приключенческий фильм с элементами любовной драмы. Тем более в год столетия Великой Октябрьской социалистической революции, когда к свергнутой августейшей фамилии особый интерес. Внук НИКОЛАЯ I, племянник АЛЕКСАНДРА II и двоюродный брат АЛЕКСАНДРА III - Николай РОМАНОВ, безусловно, один из самых скандальных и загадочных представителей трехсотлетней династии.

Член правительства, Великий князь Константин Николаевич понуро смотрел в окно. Из Мраморного дворца, одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга, прекрасно была видна Петропавловская крепость на другом берегу Невы со слепящими солнечными зайчиками, весело прыгающими по шпилю. Там, в «Секретном доме» Алексеевского равелина, кто только из важных преступников не сидел: и декабристы, и петрашевцы, и народовольцы, и даже писатель Федор Достоевский .

«Неужели пришло время, чтобы в этих стенах оказался член императорской семьи? - мрачно размышлял генерал-адмирал. - Никола, конечно, не политический. Но не в «Кресты» ж его сажать с уголовниками!» Генералу было от чего прийти в отчаяние. На кону стояла судьба его сына Коли.

Николай Константинович Романов , которого в семейном кругу называли Николой, родился в феврале 1850-го. И с детства демонстрировал блестящие способности, хотя и рос в нервной обстановке. Его батюшка, женившись на троюродной сестре, немецкой принцессе Александре Саксен-Альтенбургской (в России она стала Александрой Иосифовной), стал погуливать налево. У него завязался серьезный роман с балериной Мариинского театра Анной Кузнецовой . Скрывать от супруги адюльтер отец не считал нужным и в результате настругал на стороне пятерых детишек. Помимо шестерых в законном браке!

Возможно, данные обстоятельства повлияли на характер подростка, сделав Колю вспыльчивым и своенравным. И даже строгий воспитатель-немец не мог его усмирить и наставить на путь истинный. Когда парню исполнилось 18, строптивец, празднуя освобождение от опеки иноземца, демонстративно развел костер из тетрадок и книжек прямо на каменном полу семейного дворца.

Роковая Фанни ЛИР

Обман вскрылся быстро

Впрочем, по мере взросления мальчик начал превращаться в дельного юношу. Никола, первый из Романовых , по личной инициативе поступает в Академию Генерального штаба. И занимается столь упорно, что катастрофически портит зрение. Зато становится одним из лучших выпускников, получив серебряную медаль.

В 21 год Николая Константиновича назначают командиром эскадрона лейб-гвардии конного полка. К этому моменту он считается самым красивым среди Великих князей, блистает на балах и светских раутах. Коллекционирует западноевропейскую живопись. Мечта, а не жених! Его семья владеет не только Мраморным дворцом, но и знаменитым Павловским в пригороде Петербурга, а также имением в Стрельне у Финского залива.

Никола мог бы выбрать самую блестящую девушку из высшего общества. А спутался с безродной американской танцовщицей Фанни Лир , познакомившись с ней на балу.

Поначалу Романов пытался было выдать себя за сына богатого купца, но опытная американка быстро его раскусила. Когда Николай Константинович привел возлюбленную в театральную ложу, где на креслах были вышиты императорские вензеля, она сказала ему в лицо: «Офицеру не пристало врать!» Пришлось признаваться.

Поначалу родные смотрели на интрижку сквозь пальцы, но затем начали волноваться. Уж не собирается ли носитель императорской фамилии жениться на авантюристке, успевшей побывать замужем и родить дочь?! Николу, от греха подальше, решают удалить из столицы.

В 1873 году 23-летний полковник отправляется в составе военного экспедиционного корпуса в Среднюю Азию воевать с Хивинским ханством. И, надо сказать, проявил он в бою себя достойно. Ходил в разведку под плотным артиллерийским огнем, пересекал пустыню Кызылкум, где от жары и жажды полегло больше людей, чем от пуль. И при любой возможности посылал письма любимой Фанни.


Дворец вельможного изгнанника в Ташкенте

Мамино колье

Через несколько месяцев Никола триумфально возвращается в столицу с наградой - орденом Св. Владимира III степени. Роман разгорается с новой силой. Сама Фанни вспоминает в мемуарах о дорогих подарках, о роскошной карете с гигантом-кучером и грумом-карликом, о великолепии дворца. Но за этими строками виден ее стервозный характер. В частности, американка бранила великолепную кухню великого князя, повторяя: «Повара французские, но страна их испортила».

Денег не хватало, Николай был богат, но открыто тратить десятки тысяч на любовницу ему бы из родни никто не позволил. И вот тогда...

14 апреля 1874 года в Мраморном дворце произошла кража. Она была возмутительна еще и тем, что касалась семейной реликвии - иконы, которой Николай I благословил родителей нашего героя на брак. С ее оклада исчезли бриллианты. Расследование взял под контроль лично шеф корпуса жандармов граф Петр Шувалов . Долго искать не пришлось - драгоценности нашли в одном из ломбардов. Тут-то и выяснилось, что принес их офицер из свиты Николая Константиновича по фамилии Варнаховский . Тот недолго отпирался, заявив, что послал его туда сам Великий князь ради своей возлюбленной. Никола под давлением улик признался, но не выказал и тени раскаяния.

Романов - домашний вор, неслыханно! По столице поползли сплетни. Одна из них - будто бы Никола украл колье матери, подарил американке, а та пошла с ним в театр - тут-то все и вскрылось. Замять скандал было уже невозможно.

В узилище его все-таки не посадили - это ж какой позор для династии! Объявив сумасшедшим, Николая Константиновича выслали из столицы, лишив всех наград, званий и титулов. А роковую Фанни заставили немедленно покинуть Россию без права на возвращение.


Кинотеатр «Хива», открытый князем

Не пустили на похороны

За семь лет Никола сменил не менее десяти мест проживания: Умань (250 верст от Киева), Оренбург, Самара, Крым, Владимирская губерния, городок Тиврово под Винницей... Ему не давали возможности нигде осесть и обрести хоть какое-то положение в обществе.

В Оренбурге Романов влюбляется в дочь городского полицмейстера Надежду Дрейер . Зимой 1878 года они тайно венчаются, но о свадьбе, естественно, тотчас становится известно в Зимнем дворце. Специальным постановлением Синода брак признается недействительным.

Перемены в судьбе изгнанника наступили в 1881-м. Александр II взорван народовольцами. Потрясенный Николай Константинович просит разрешения приехать на похороны. Александр III отвечает жестко: «Вы обесчестили нас всех. Пока я жив, ноги вашей не будет в Петербурге!» Однако милостиво разрешает узаконить брак с дочерью полицмейстера. Более того: вечным скитаниям положен конец. Супругам разрешают постоянно проживать в Ташкенте.


Бильярдные залы опального РОМАНОВА приносили хорошую прибыль

Гарем миллионера

Вот тут-то князь и развернулся в полную силу.

Он открывает мыловаренный завод, пять кинотеатров, сеть бильярдных, торгует рисом, квасом, организует собственную мануфактуру. Рядом с железнодорожной станцией устраивает рынок под громким названием: «Базар великого князя в Голодной степи». Годовой оборот его предприятий достигает фантастической суммы - 1,5 миллиона рублей в год!

Николаю Константиновичу никто не указ. Встретив на ярмарке генерал-губернатора, который посмел сказать, что тот находится под домашним арестом, Романов съездил ему по физиономии.

Взыграли гены любвеобильного папы: ссыльный вельможа заводит в Ташкенте гарем. В здешнем театре Романов мог появиться с двумя любовницами одновременно. Он даже фиктивно женился на 15-летней казачке. Князь заботился обо всех своих детях на стороне, но и законных не забывал, пристроив двоих сыновей в престижный Пажеский корпус.

Николай Константинович умер в 1918 году. Большевики до него добраться не успели - этот незаурядный человек скончался от пневмонии.

20.07.2017 2780

Николай Константинович Романов родился в 1850 году в Петербурге. Он был первенцем великого князя Константина Николаевича, племянником российского императора Александра II и внуком Николая I. Никола (так его звали родственники) стал первым из Романовых выпускником высшего учебного заведения - окончил Академию Генерального штаба с серебряной медалью, много путешествовал по Европе, коллекционировал западноевропейскую живопись. В 21 год он уже командовал эскадроном лейб-гвардии Конного полка.

Тем не менее, поведение Николы в свете вызывало недовольство монаршей семьи. В 1873 году отец, обеспокоенный его романом с американской танцовщицей Фанни Лир, отправил сына подальше от Петербурга - в поход экспедиционных войск на Хиву, вести авангард Казалинского отряда через Кызыл-кум. Возглавленная им разведгруппа попала под артиллерийский обстрел и чудом вернулась в отряд. За участие в походе князь был награжден орденом святого Владимира 3-ей степени.

Во время пребывания в Средней Азии Николай Константинович всерьез увлекся ориенталистикой и даже собирался возглавить Амударьинскую экспедицию Императорского Русского географического общества.

В 1874 году случился семейный скандал: молодого князя обвинили в краже трех бриллиантов с оклада иконы, которая принадлежала его матери Александре Иосифовне. Предполагали, что Никола продал камни, чтобы купить подарки своей возлюбленной. На семейном совете было решено объявить его душевнобольным и навсегда выслать из Петербурга, а также лишить всех званий, наград и наследства. Фанни Лир также выдворили из Российской империи и запретили возвращаться обратно. С тех пор влюбленные не виделись.

За последующие семь лет Николай сменил около десятка мест жительства, а в 1881 году был выслан в Ташкент.

Здесь он называл себя полковником Волынским, а позже - Искандером. У него сложились прекрасные отношения с жителями города. Николай Константинович стал успешным предпринимателем: запустил хлопковый завод, производство мыла, кваса. Он участвовал в благоустройстве города, спонсировал высадку деревьев, печать просветительских книг. На собственные средства построил первый в Ташкенте кинотеатр - «Хива», прокладывал оросительные каналы в Голодной степи. Также князь снова создал коллекцию произведений искусства, включающую полотна различных мастеров, статуи из мрамора, скульптуры.

В Ташкенте Николай Константинович построил себе дворец-резиденцию в стиле модерн: длинное двухэтажное здание из жженого кирпича серо-желтого цвета, с резными решетками, изящными окнами и другими необычными декоративными элементами. На флангах резиденции расположились башни круглой формы, сливающиеся со зданием. В подвале дворца было оборудовано жилое помещение, в котором даже в самый сильный зной сохранялась прохлада.

Николай Константинович был заядлым охотником, поэтому вход в здание украшали бронзовые олени по обеим сторонам лестницы, а также фигуры охотничьих собак на мраморных цоколях. При дворе резиденции располагался открытый для посещения зверинец, где были собраны дикие животные.

К крыльцу примыкала кругообразная въездная аллея, отгороженная кованой железной решеткой с воротами. Во дворе располагался цветник, окруженный живой изгородью. В японском саду росли карликовые фруктовые деревья, журчали ручьи, располагались изящные мостики и крошечные домики, украшенные фигурками людей и животных. Здесь же были беседки, декорированные пальмами и миниатюрными деревцами.

Позади резиденции располагался сад, который разбил Иероним Иванович Краузе, именитый фармацевт и ботаник того времени. Вблизи со входом располагалась Иосифо-Георгиевская церковь, впоследствии снесенная в 1995 году.

22 ноября 1891 года, Ташкент. Путешественник Уильям Захтлебен перед дворцом Николая Константиновича.

В резиденции был большой круглый холл, в который вели три резные дубовые двери. Посредине холла, отделанного темным деревом, на чугунной цепи спускался фонарь необычной формы. Одна из дверей вела к винтообразной узорчатой металлической лестнице на второй этаж, где располагалась библиотека и бильярд.

Из холла можно было попасть в три зала. Их украшали мраморные статуи, скульптуры и картины из коллекции князя.

В первом зале располагалась гостевая комната, в которой неподалеку от окна во французском стиле стояла статуя Венеры. В солнечных лучах фигура приобретала очаровательный, прозрачно-розовый оттенок. В следующем зале в застекленных шкафах были выставлены статуэтки, игрушки из слоновой кости, ордена, медали, кольца, браслеты, серебряные и золотые украшения и многое другое. Третий зал в ориентальном стиле был украшен бухарскими, афганскими, туркменскими и персидскими коврами. На стенах висело дорогостоящее огнестрельное и холодное оружие и живописные полотна, иллюстрирующие жизнь в Средней Азии.

Интерьеры дворца. Фрагмент росписи купольного зала

Дверь из гостевой комнаты веда в малый зал, где были собраны книги, чугунные статуэтки, картины, привезенные князем из похода на Хиву. Как пишет в своих мемуарах наследник Романова-старшего князь Александр Искандер, в этой комнате хранился макет крепости Ичан-Кала.

Апартаменты князя располагались в левом крыльце резиденции, а его супруги Дарьи Часовитиновой - в правом.

Князь Николай Константинович Романов скоропостижно скончался в январе 1918 года от воспаления легких. Похоронили его в Ташкенте, у ограды собора через дорогу у от дворца.

Николай Романов завещал в дар Ташкенту свою коллекцию картин европейских и русских художников при условии, что в его дворце будет открыт музей. Музей искусств был создан в Ташкенте в 1919 году. Позднее он стал Музеем искусств Узбекистана, коллекция которого по сегодняшний день считается одной из самых значимых собраний европейской живописи в Средней Азии.

Это вторая лекция ташкентского писателя и краеведа Бориса Голендера о Великом князе Николае Константиновиче Романове, оставившем большой след в русской истории Туркестанского края, его генеалогии и судьбе. Первая часть — .

Как попал член семьи Романовых в отдаленный Туркестан в конце 19-го века? Какое место этот человек занимал в большом клане Романовых?

Нам ведь известно, что семья императорская была довольно разветвленной. И в этой семье, особенно после событий 1825 года, когда самый младший из членов семьи Николай Павлович стал императором, в этой семье было много детей, у каждого из них еще потомки. И в результате появился такой разветвленный клан Романовых.

И вот в этом клане в особенности большую роль играл Константин Николаевич – младший брат императора Александра II. Дело в том, что из-за событий, как они получились, Николай Павлович даже не собирался стать императором. Ему не было известно о том, что существует особое завещание, и ему предстоит стать помазанником божьим. Поэтому первый его ребенок – Александр II, который потом стал императором, — он родился в семье обыкновенного гвардейского офицера. И никаких там торжественных молебствий и прочих обрядов при этом не происходило.

А вот Константин Николаевич, отец ташкентского великого князя Николая, он уже родился принцем дофином, со всеми положенными этому рангу обрядами. И так получилось, что эта семья очень большая была - пятеро сыновей, две дочери у Константина Николаевича было. И он сам занимал очень большое место в истории России, особенно в те времена, когда создавалась крестьянская реформа, когда Россия выходила из средневековья.

Я должен сказать, что именно Константин Николаевич был творцом всех тех реформ, которые совершались в то время в Российской империи. Нам только кажется, что император Александр II был царем-освободителем. На самом деле вдохновлял его на это младший брат. Вот, наверное, поэтому его старший сын Николай Константинович, блестящий гвардейский офицер, который с отличием окончил военную академию, кстати говоря, единственный из всех потомков Романовых получил награду за учебу, лелеял всегда в своей душе мысль о том, что, наверное, нужны какие-то движения для того, чтобы корона перешла в руки этого клана. Это его и погубило. Он был осужден по глупейшему поводу – пропали случайно, а может быть, не случайно, инспирировано тайными службами России, какие-то драгоценные камни в окладе одной из семейных икон. Эту икону в Мраморный дворец подарил Николай Павлович, император, своему любимому Константину Николаевичу.

И эта икона висела у них в спальне, естественно, туда доступ был ограничен, и придумали быстренько историю о том, что великий князь Николай Константинович выломал эти бриллианты и заложил их в ближайшем ломбарде, что, конечно, было совершенно не похоже ни на какую правду. Удобным поводом для осуждения великого князя стала его личная жизнь. Дело в том, что у него была любимая женщина. В 1871 году Николай Константинович познакомился в Петербурге с американкой Фанни Лир. Вообще говоря, это ее прозвище, а так ее звали Харетт Блэкфорд. И она содержала салон в Париже. Ее танцевальная и деловая известность связана была именно с Францией, а не с Соединенными Штатами, из которых она уехала совсем молодой девочкой. И вот между ними вспыхнула горячая любовь, я бы так сказал. Почти три года они не расставалась, они ездили по Европе, они занимались приобретением произведений искусства.

Собственно, даже Фанни Лир мы можем с вами увидеть в нашем Музее искусств Узбекистана, где она представлена в виде богини Венеры. Это Томазо Солари делал специально с нее скульптуру, подражая знаменитому Канове. Скульптор Канова в таком виде представил сестру Наполеона – Полину Боргезе. Эта тоже скульптура сохранилась. Но они совершенно разные, потому что ташкентская скульптура вот эта мраморная – это живая женщина, а Канова изобразил такой античный идеал, совсем не похожий на сестру Наполеона. Фанни Лир очень любила великого князя, и великий князь ее очень любил. Об этом сохранилась переписка. Известно, что и как они писали, что думали. Они ссорились, они мирились.

Но в конечном итоге вот эта связь с безродной американкой, как называли ее в семье Романовых, была одним из оснований для осуждения великого князя. И Фанни Лир осталась верной памяти своего возлюбленного. Она, сумев покинуть Россию в обмен на документы, которые она отдала тайной полиции, в том числе и завещание великого князя, вернулась в Западную Европу и, наверное, с помощью литературных обработчиков издала мемуары, воспоминания в Брюсселе о своих взаимоотношениях с великим князем Николаем Константиновичем. Поскольку эта книга вышла при жизни всех действующих лиц, она полна правды. И вот с этой точки зрения, конечно, здорово, что книга эта, несмотря на страшную редкость, агенты российского императора уничтожали экземпляры этого тиража по всей Западной Европе в 19-м веке, тем не менее она была переведена на русский язык в Женеве, где была свободная печать, а потом, в 17-м году, она вышла и в России в журнале «Аргус». Был такой журнал в 1917 году, который публиковал все новинки тогдашней литературы. Вот если мы посмотрим, например, один номер журнала «Аргус» за 17-й год, номер 9/10, смотрите, какие здесь авторы. Здесь стихотворения Николая Гумилева, например, здесь стихотворения Зинаиды Гиппиус, комедия Радлова, здесь рисунки замечательного художника Савицкого для этого самого перевода из Фанни Лир и так далее.

Здесь лучшие художественные и литературные силы принимали участие. Это еще до октября 17-го года. И вот здесь были опубликованы эти мемуары Фанни Лир, которые, естественно, в духе того времени названы скандалом, потому что это не что иное, как семейная хроника дома Романовых, «Глава августейшего романа», мемуары Фанни Лир. Отвлечь великого князя от любви с Фанни Лир сначала было решено следующим способом: отправить его на войну. В то время как раз был предпринят знаменитый Хивинский поход, в котором принимали участие несколько отрядов из разных мест Российской империи. Великий князь был туда назначен командиром авангарда. И в составе кауфманского отряда он прошел весь поход до самой Хивы. Причем это очень сложное было и трудное дело.

Приходилось войскам в полном безводии проходить Кызылкум, с этой стороны двигались они в сторону столицы Хивинского ханства – города Хивы. И великий князь не уклонялся от военных действий, он жаждал получить самую желанную для русского офицера награду – белый Георгиевский крест, хоть последней, четвертой, степени. Так ему этого и не удалось. Он только получил Георгиевскую саблю «За храбрость», эта тоже была награда очень высокая, и крест Святого Владимира с мечами «За боевые действия». Но этот Хивинский поход нисколько его не отвлек от личных дел. Кроме того, прибавил еще больше любви к туркестанскому краю. Он буквально заболел Востоком здесь, он стал думать о том, что надо не просто изучать край, но еще и преобразовывать его, а это ирригация прежде всего в условиях тогдашнего Туркестана.

И все это вместе сформировало его характер, потому что до этого он был просто блестящий гвардейский офицер, который интересовался стариной, участвовал в антикварных аукционах в Европе, а теперь он стал исследователем. И вот в дальнейшем, как показала его биография, он очень плодотворно работал в экспедициях. Уже будучи поврежденным в правах, ему все равно разрешало правительство участвовать в этих исследованиях пустынь. Самарская экспедиция 2 года продолжалась. И во время самарской, например, экспедиции ему пришлось участвовать в стычке с текинцами, где вся экспедиция чуть было не погибла. И он показал себя очень храбрым офицером, который умеет в самых неожиданных условиях принимать экстренные решения.

Они вдвоем с Николаем Николаевичем Каразиным, будущим академиком, знаменитым художником, а в то время штабс-капитаном 4-го, по-моему, туркестанского саперного батальона, они сумели отбиться от целого отряда текинцев с лодки на Амударье, где-то между Термезом и Чарджуем. Это тоже очень характеризует характер великого князя, что он был не просто блестящий военный гвардеец, но еще и боевой офицер. Храбрость великого князя не помогла ему, когда тюремщики, начальники тайной полиции и сам император решили его наказать примерным образом. Он был, можно сказать нынешним языком, репрессирован, потому что все это вместе сошлось в его обвинении, его можно было лишить прав состояния, объявить неправомочным, создать специальный, конечно, подкупленный медицинский консилиум, который определил, что он повредился в уме. Он оказался удаленным от всей общественной жизни, его перевозили из одной крепости в другую, из одного отдаленного городка России в другой, и он сменил за 10 лет почти 10 мест ссылки.

В конечном итоге, когда императора Александра II убили народовольцы, он обратился к своему двоюродному брату Александру III, ставшему императором тоже совершенно неожиданно, в молодом возрасте он стал императором, с просьбой, чтобы его перевели в Среднюю Азию, потому что он к этому времени уже стал специалистом по изучению этой части, вновь приобретенной части Российской империи. Его просьба была уважена, имя его не нужно было нигде упоминать, его не должны были встречать как царственную особу, а как обычное частное лицо.

На этот счет существует даже сохранившийся специальный циркуляр Министерства двора, чтобы ему никаких не устраивали торжественных встреч ни в одном из мест, где он будет проезжать. И он 16-ю повозками, потому что у него был собственный маленький двор, то есть прислуга… У него уже к этому времени родился сын, потому что он под фамилия полковника Волынского тайно женился, этот брак тут же расторгли, но дети-то остались. И Надежде Александровне, его жене, пришлось жить при нем как экономке, на правах друга семьи. А было специальное постановление Синода, которое тоже сохранилось, о том, что этот брак расторгнут.

Почему это все происходило? А чтобы у него не было законных наследников. И вот со старшим сыном своим, его звали, между прочим, Артемий, для императорской фамилии странное имя… Но если мы вспомним, что еще в 18-м веке первым предложил конституцию Российской империи Артемий Волынский, казненный при императрице Анне Иоанновне, то мы начинаем понимать, почему такое имя носил сын ташкентского великого князя. И он оказался в Ташкенте в 1882 году. Здесь у него родился второй сын, которого он назвал Александром, в честь Александра Македонского, так же, как свое имение он назвал Искандер в Ташкентской области по дороге в Чимган.

Потом это имя и эта фамилия перешла к его детям, потому что они были незаконнорожденные, судя по документам. И когда возник вопрос, что им надо поступать куда-то в офицеры, а Артемий и Александр хотели быть военными, то они не имели на это никаких прав. И вот из года в год великий князь и Надежда Александровна обращались в Министерство двора и лично к императорам – сначала Александру III, потом Николаю II – с просьбой присвоить хотя бы личное дворянство их детям. Они это дворянство получили в конце 19-го века под фамилией Искандер. Эта фамилия до сих пор действует и существует. Александр III не переносил на дух своего двоюродного брата по личным соображениям, поэтому содержание его в Ташкенте было очень жесткое.

Поскольку он официально не был женат, он искал все время нормального семейного счастья. Так он познакомился в Голодной степи с семьей Часовитиных, уральских казаков. Была такая национальность, это такое нацменьшинство – уральские казаки-старообрядцы, которые еще со времен Екатерины II, скрываясь от церковного гнета, уходили все дальше и дальше на восток, и их поселения, кстати, на Аральском море были, такие были очень строгого устава старообрядцы. Вот с такой семьей и познакомился великий князь. Ему очень понравилась молодая девушка, 16-летняя, Дарья Часовитина, которая вроде бы стала его второй невенчанной женой. Там тоже были дети, трое: дочь, которую тоже назвали Дарьей, и два сына – Николай и Святослав.

В самом конце жизни великий князь задумал жениться церковным браком на Валерии Валерьяновне Хмельницкой, ташкентской гимназистке. Но из этого ничего не получилось, брак был тут же расторгнут, их разлучили. Великого князя, как говорят по-русски, забили в колодки, он 5 лет провел за пределами Ташкента, с 1900 по 1905 год, можно сказать, в заключении, а Валерию Хмельницкую выслали на Кавказ. И судьба ее тоже теряется. Детей, видимо, в этом браке не было. Надо сказать, что и все родственники ташкентского великого князя в годы революции погибли. Самый младший его брат, который командовал российским коннозаводством, звали его Дмитрий Константинович, был репрессирован в годы революции. Племянники его – это дети Константина Константиновича – погибли в Алапаевске в этом ужасном событии, когда членов семьи Романовых сбросили в шахты города Алапаевска.

Об этом меньше сегодня пишут, чем о казни императорской семьи в Екатеринбурге, но это тоже тогда было. Это были его ближайшие родственники. Сам же он, как говорится, под властью, в то время уже советской властью совершенно благоденствовал, то есть он носил красную ленточку в петлице еще в 17-м году. Его никто не трогал, считали его революционером. Поэтому в конце жизни, когда он заболел очень сильно и умер в начале 18-го года, его торжественно похоронили в центре Ташкента, на площади Мустакиллик, в ограде военного Спасо-Преображенского собора. Если говорить о судьбе дворца ташкентского, то он тоже претерпевал самые разные косметические изменения за годы своей жизни уже не в качестве резиденции великого князя, а в качестве первой на территории Центральной Азии картинной галереи. Первоначально этой галереей заведовала первая жена великого князя Надежда Александровна фон Дрейер.

Сохранилась масса документов, подписанных ею. Они до сих пор попадаются в архивах Ташкента. До 1924 года она фактически руководила этим музеем – картинной галереей. Потом ее оттуда уволили, она написала гневное письмо в правительство, оно тоже сохранилось в архивах, что этого делать было нельзя. А в 1934 году и музей был закрыт, и все произведения искусств — картины, скульптуры, мебель – перевезли в другие места, другие помещения, а здесь был открыт Дворец пионеров. Поскольку этот дворец пионеров носил имя Сталина, то, естественно, что на месте Атланта, который стоял, повернувшись лицом к дворцу, был поставлен гипсовый памятник вождю народов.

Но простоял он здесь только до середины 50-х годов. Вокруг, конечно, стояли гипсовые пионеры, как мы теперь называем это скептически, женщина с веслом. Вот такого качества примерно скульптуры, изображавшие горнистов и так далее. Ну а когда культ личности был развенчан, на месте гипсового Сталина была поставлена небольшая скульптура Владимира Ильича с девочкой. Это вообще уже ташкентцы совершенно забыли, тем не менее и такая скульптура стояла перед дворцом. Ну а эти знаменитые вислоухие собаки и олени, которые еще во времена великого князя украшали парк, они появились на фасаде, на заднем и переднем фасаде дворца уже тогда, когда Дворец пионеров был здесь ликвидирован и в течение двух лет здание реставрировалось под Музей драгоценностей и антиквариата Узбекистана. До 1992-го года здесь экспонировались очень интересные экспонаты из драгоценных материалов, в том числе знаменитый дальверзинский клад, обнаруженный археологами в Сурхандарьинской области, бактрийского времени. Здесь были украшения из сокровищницы бухарских эмиров, народные украшения женские и мужские, украшенные кораллами, бирюзой, позолотой, в серебре.

А теперь, после 1992 года, здесь Дом приемов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Интерьеры дворца сохранены. Кроме того, они украшены картинами, появилось такое дворцовое обрамление. Это действительно представительский дворец, и он с самого начала был предназначен для того, чтобы в выгодном свете показывать произведения искусства, для дипломатических встреч и переговоров был предназначен великим князем. Он здесь и принимал знатных гостей Ташкента, которые шли прямой чередой к нему.

И даже был такой случай, о котором мало совершенно известно, что один из американских корреспондентов уже в 20-м веке взял у него интервью. И великий князь, сам того не понимая, что это интервью, оно будет напечатано в американских газетах, он высказался в демократическом духе о России того времени. И вот только совсем недавно американские исследователи обнаружили газету с этим интервью, и оно опубликовано в 2012 году.

Нелегкая судьба, трагическая судьба изгнанника, который провел почти 40 лет в Туркестане под негласным постоянным жандармским наблюдением, показывает, что великого князя Николая Константиновича с полным основанием можно назвать главным ссыльным дореволюционного Туркестана.

Над передачей из цикла «История Ташкента и Туркестана в биографиях знаменитых людей» работали:

Б. Голендер

П. Кравец

М. Кудряшова

В передаче использованы кадры из фильма «Великий князь Николай Константинович Романов»

Материалы из личного архива Б. Голендера

Ташкент, 2014

02 февраля 1850 - 14 января 1918

первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата будущего российского императора Александра II, внук Николая I

Молодость великого князя

Николай Константинович выпускник Академии Генерального штаба, в которую он поступил по собственной инициативе в 1868 году. Великий князь Николай Константинович стал первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи. После путешествия по Европе, великий князь поступил в лейб-гвардии Конный полк, и через некоторое время он в 21 год стал командиром эскадрона. В это время на одном из балов-маскарадов он знакомится с американской танцовщицей и авантюристкой по натуре — Фанни Лир, которая к тому времени уже успела попутешествовать по Европе, побывать замужем и имела малолетнюю дочь. У них начался роман.

Бурный роман великого князя обеспокоил его отца и мать. Обсуждение этой проблемы привело даже к встрече его родителей, которые к тому времени не проживали вместе. Его отец нашёл вполне подходящий предлог, чтобы удалить его из Петербурга: в 1873 году Николай Константинович отправился в составе русских экспедиционных войск в поход на Хиву.

Великий князь Николай Константинович, имевший к тому времени уже звание полковника, в этом походе получил боевое крещение. Он во главе авангарда Казалинского отряда, понёсшего наибольшие потери, следовал одним из труднейших маршрутов, через пустыню Кызылкум. Первая же разведгруппа, возглавленная им, попала в такой плотный артиллерийский огонь, что в отряде их возвращения живыми уже не ждали. В этом походе Николай Константинович проявил личное мужество и являлся примером для других. За участие в Хивинском походе он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.

После возвращения из Средней Азии, которой он был очарован, его всерьёз заинтересовала ориенталистика. Он начал принимать участие в работе Русского географического общества: там среди учёных вызревала идея Амударьинской экспедиции. Её целью было максимально изучить только что завоёванный Россией край и подвергнуть детальному научному анализу его потенциал. Подобные планы взбудоражили, захватили блестящего флигель-адъютанта государя. В Географическом обществе были, разумеется, рады августейшему вниманию. Николая Константиновича избрали почётным членом этого общества и назначили начальником экспедиции.

После возвращения из Хивинского похода он снова съездил в Европу в компании своей возлюбленной — Фанни Лир. Там он продолжил пополнять свою художественную коллекцию.

Но весной 1874 года, когда ему исполнилось 24 года, случилось событие, которое полностью изменило жизнь великого князя.

Семейный скандал

В апреле 1874 году мать Николая Константиновича — Александра Иосифовна — обнаружила в Мраморном дворце пропажу трёх дорогих бриллиантов с оклада одной из икон, которой в своё время император благословил брак своего сына Константина с немецкой принцессой, в замужестве ставшей Александр ой Иосифовной. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.

Сначала вышли на человека, отнёсшего бриллианты в ломбард — адъютанта великого князя Е. П. Варнаховского, мнение о виновности которого сохранилось и позже. На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнёс в ломбард камни, переданные ему Великим князем Николаем Константиновичем.

Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, — чем, как говорили, усугубил свой грех. Отцу же он сказал, что готов, выручая Варнаховского, не просто адъютанта, а своего товарища, взять вину на себя. Император Александр II , взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа Шувалова.

Шувалов три часа допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича в присутствии отца, который позднее в своём дневнике писал: «Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!»

Неизвестный художник. Великий князь Николай Константинович Романов

Неподходящие женщины

Николай, старший сын главнокомандующего флотом, приходился племянником императору Александру II. Первым из рода Романовых окончил высшее учебное заведение, увлекался коллекционированием. В 21 год получил в командование эскадрон Конного полка лейб-гвардии.

В том же 1871 году увлекся американской танцовщицей Фанни Лир, приехавшей в Россию в поисках легкого заработка и адюльтеров. Фанни, ровесница Николая, разведенная женщина с ребенком, была не лучшей компанией для Великого князя.


Николай Константинович (стоит сзади) с матерью, сестрой, ее женихом и младшими братьями

Новая страсть — Средняя Азия

Родители Николая пытались помешать любовной связи и отправили его в военный поход на Хиву. Экспедиция была тяжелой, с потерями, но закончилась успешно. Николай проявил редкую выдержку (успокаивал солдат, сходивших с ума от жажды), чудом выжил, полюбил Среднюю Азию. Русскому географическому льстил интерес члена императорской семьи, Николая назначили начальником экспедиции в район Амударьи.

Не обращая внимания на попытки матери найти подходящую невесту, Николай вместе с Фанни отправился в Европу. Тратил состояние на возлюбленную и коллекцию картин, открыто сорил деньгами. На вилле Боргезе ему понравилось изваяние возлежащей Венеры с яблоком, и он заказал такой же скульптурный портрет любимой Фанни.

Довел родителей

В 1874 году выяснилось, что Николай ворует у семьи. Его мать обнаружила, что с оклада благословившей ее брак иконы пропали крупные бриллианты. Драгоценности нашлись в ломбарде, след вел к адъютанту Николая Константиновича. Великий князь вины не признавал, в чем присягал на Библии, не раскаивался и оговаривал адъютанта.

Лгал открыто и в глаза: его мать прекрасно помнила, как после завтрака Николай жаловался на мигрень, и она предлагала ему не ехать домой, а подремать в ее спальне, где стояла икона.

У Николая обнаружилось множество долгов, расписок и векселей - и ни малейшего раскаяния. Семья должна была наказать сына за воровство и низкое поведение.

Великий князь Николай Константинович Романов

Худший из грехов

Можно было разжаловать 24-летнего Николая в солдаты, сослать на каторжные работы, но отец дорожил честью фамилии Романовых. Великому князю вынесли два приговора. Официально, после медицинской экспертизы, его признали безумным. А семья постановила вычеркнуть его из всех документов, имущество отдать младшим братьям, впредь запрещалось упоминать его имя.

Николая навсегда выслали из Петербурга, предписав жить под надзором до конца жизни, а Фанни выдворили из страны. За семь лет он сменил десять городов, но где бы он ни появлялся, приносил одни неприятности. В 1874 и 1876 две женщины, которые вовсе не подходили Николаю, заявили о своей беременности от него.

Никаких приличий

В 1878 году он тайно женился на Надежде Дрейер, родившей ему двоих детей. Все это время Николай проповедовал революционные идеи. Официально он перестал существовать для семьи, и летом 1881 года Александр III отправил его в ссылку в Ташкент.

(В 1899-м кузен Николая император Александр III признал его брак законным, Надежде дали княжеский титул, детям - фамилию Искандер.) В 1895, продолжая жить со своей женой, Николай привел сошелся с 16-летней казачкой, родившей ему троих детей.

В 1900-м снова заключил брак, который вскоре был расторгнут. Валерия Хмельницкая была дворянкой, Петербург переполошился, прислали комиссию, признавшую Николая недееспособным, а Хмельницких выслали из Ташкента.

Сестра Ольга навестила его в 1904 году, после визита она писала: «Он напрочь утратил все этические принципы, определяющие что можно делать и чего можно требовать».

Великая княгиня Александра Иосифовна с сыном Николаем и дочерью Ольгой

Арык в Голодной степи

Были у Николая и другие интересы. Он организовывал научные экспедиции, публиковал свои открытия. В Ташкенте он ввел ирригационные системы, копал арыки в Голодной степи (по закону земля принадлежала тому, кто ее оросил), занимался другими полезными начинаниями. На его содержание императорская семья выделяла 10 тысяч рублей ежемесячно.


Канал в Голодной степи, построенный Николаем Константиновичем

Он с радостью встретил революцию. В 1918-м умер от легочного заболевания, и большевики организовали ему похороны в Кафедральном соборе Ташкента.

Венера и Софья

Долгое время его матушка пила чай в саду, украшенном копиями античных скульптур. Наконец кто-то указал ей на портретное сходство: Венера с яблоком оказалась скульптурой любовницы князя Фанни Лир. Статую спрятали на лужайке, а потом и вовсе вывезли из Петербурга.

Уже в Ташкенте Николай обещал заказать икону для строящегося собора. Когда икона Святой Софии в драгоценном окладе прибыла, провели молебен. Все генералы приложились к образу Премудрости. А позже выяснилось. что лик на иконе писан с портрета Софьи Перовской.


Николай Константинович с женой Надеждой Александровной в Ташкенте

Портреты своего кузена Александра III Николай выписывал пачками и использовал в качестве мишеней. О его похождениях можно рассказывать много, но Николай не был рядовым хулиганом. Причина его поведения, развратного и оскорбительного для окружающих, коренилась, скорее всего, в психическом заболевании. После его смерти собранная им коллекция картин и предметов искусства стала основой экспозиции нескольких музеев.