Обособленные члены предложения в современном русском языке. Обособление определений Упражнения по теме обособление приложений

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).

1. Обособленными членами предложения называются:
1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:1) перед определяемым словом;2) после определяемого слова;3) в любом месте предложения.3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:1) перед местоимением;2) в любом месте предложения;3) после местоимения.4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:1) они распространенные;2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;3) они согласованные.5. Приложения с КАК обособляются, если:1) как можно заменить «в качестве»;2) как можно заменить так как;3) всегда.6. Укажите предложение с обособленным определением:1) Птицы не то спят, не то дремлют.2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.1) определение стоит после определяемого слова;2) определение обособляется всегда.8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.1) определение относится к личному местоимению;2) определение стоит перед определяемым словом.9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.1) определение стоит перед определяемым словом;2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение10. Укажите предложение с обособленным приложением:1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник.2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 13. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.14. Укажите способ выражения определения в предложении:На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
15. Укажите способ выражения определения в предложении:Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
16. Укажите тип определения в предложении:Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)1) Обособленное распространённое определение2) Обособленное распространённое приложение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Необособленное нераспространённое приложение17. Укажите способ выражения определения в предложении:Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)1) Обособленное определение2) Обособленные определения, выраженные причастиями3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения18. Укажите тип определения в предложенииК ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)1) Необособленные приложения2) Обособленное определение3) Обособленные определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения19. Укажите тип определения в предложении:Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное нераспространенное приложение3) Обособленное нераспространённое определение4) Обособленное распространённое определение20. Укажите способ выражения определения в предложении:Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное несогласованное определение21. Укажите тип определения в предложении:Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное несогласованное определение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами22. Укажите способ выражения определений в предложении:Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)1) Необособленное приложение2) Необособленное определение3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Упражнение 1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить.


3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал
. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.(М. Горький)
Упражнение2.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.

3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее
. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
8)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
9) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 3Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить

2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную,
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома
, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 4
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Один из ямщиков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
Упражнение 14.Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. Объяснить1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).

4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов
. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров
8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев)


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.


(М. Горький)
Упражнение 5.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.
2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец
. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее.
5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря.
8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 13.Расставьте знаки. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов).
2) Она готовилась к зачету по общей терапии предмету наиболее любимому ею (Бондарев).) Мы учителя боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов)
. 5) Разумеется как добрый человек он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение 7.Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить
1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке.
2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома,
4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 1 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.Объяснить Укажите приложения и определяемые слова.
1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).
2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).
3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).
4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов).
7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров)
. 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев).
9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 9. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.Объяснить1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский).
2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов).
3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов).
5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький).
6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов).
7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский)
. 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский).
9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов).
10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский).
11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев).
12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин)
. 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров).
14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 14. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёр2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький)
. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев).
5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой).
6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев).
7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков)
. 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой).
9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов).
10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин).
11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова).
12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков)
. 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков).
15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой).
16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский).
17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович)
. 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов).
19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов).
20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов)
. 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).
Упражнение 21.
Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.
1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)

3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский)
5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)
Упражнение 23.Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов
) Она готовилась к зачету по общей терапии - предмету, наиболее любимому ею (Бондарев).3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов).
) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение.27Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания. 1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)
2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов)
3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)

Упражнение2 1.Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:
а) согласованное - несогласованное;б) распространенное - нераспространенное; в) обособленное - необособленное.1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке
2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.
4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой.
5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков.
6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя
. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.(А.С. Пушкин)
Упражнение 25.Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю
. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает.
3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор
. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,(М. Горький.)
Упражнение 24.Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких - прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом - необособленными.
Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.
Упражнение 28.Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.
1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)

Упражнение 1.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное - несогласованное;

б) распространенное - нераспространенное;

в) обособленное - необособленное.

1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.
(А.С. Пушкин)

Упражнение 2.

Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.

1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,
(М. Горький.)

Упражнение 3.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)

Упражнение 4.

Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких - прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом - необособленными.

Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.

Упражнение 5.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.

1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
(М. Горький)

Упражнение 6.

Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.

1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
(И. Бунин)

Упражнение 8.

Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.

1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)

Упражнение 9.

Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.


Образец.
Москва - столица России . Москва , столица России, празднует День города.

1) Обстоятельство - второстепенный член, предложения. 2) Лес - наше богатство. 3) Жадность - один из человеческих пороков. 4) Лицо - зеркало души. 5) Река - источник энергии. 6) Чтение - лучшее учение. 7) Моя сестра - юрист. 8) Русский язык - один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература - искусство слова. 10) Дети - будущее страны.

Упражнение 10.

Составьте предложения с данными словами, используя их как:

а) обособленное приложение;

б) необособленное приложение;

в) именную часть сказуемого;

г) подлежащее;

д) обращение.

Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.

1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. 4) Интересный собеседник, 5) Президент совместного предприятия.

Упражнение 11.

Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.

1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.

Упражнение 12.

Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.

1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер) 2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов) 3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)

Упражнение 13.

Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.

1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии - предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.

1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»

1. Обособленными членами предложения называются:

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.

5. Приложения с КАК обособляются, если:

1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.

6. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.

8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.

9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

10. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

13. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)


с зависимыми словами

15. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

16. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение

17. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

18. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

19. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)

2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

20. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение

21. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

22. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)
1) Необособленное приложение
2) Необособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами


- Упражнение 237. Перепишите, ставя нужные знаки препи-
нания.
I. 1. Науки чуждые музыке были постылы мне (Я.).
2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных
гуськом (Акс.). 3. Стройный тонкий стан и широкие пле-
чи Печорина доказывали крепкое сложение способное
переносить все трудности кочевой жизни (Л.). 4. Неболь-
шой новый армячок надетый внакидку чуть держался
на узеньких плечах мальчика (Т.). 5 На солнце ярко свер-
кнули занесенные снегом избушки (Григ.). 6. Даже бере-
зы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной
истоме (М.-Сиб.). 7. Это была улыбка необыкновенно
добрая широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка
(Ч.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ни-
чем не отдаленный и не прикрытый (Кор.). 9. Листва из-
под ног выходит плотно слежалая серая (Пришв.).
10. Стихи стоят свинцово тяжелы, готовые и к смерти и
к бессмертной славе (Маяк.). 11. И мгновенно где-то за
лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражес-
кий самолет (Вс. Ив.). 12. Дорога вилась по влажным ко-
согорам, густо заросшим дубняком и кленом еще хра-
нившими багряную листву (Фад.). 13. Многие деревья
стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью
(Лауст.). 14. Вспоминается что-то, сохранившееся в па-
мяти еще с детских лет. 15. Все отобранные для выстав-
ки картины скоро будут экспонироваться.
.П. 1. Окрестность.исчезла во мгле мутной и желтова-
той (П.). 2. Обвитое виноградником место было похоже
на крытую уютную беседку темную и прохладную
(Л. Т.). 3. Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.).
4, Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и
седой (Марш.). 5. По дорожке чистой гладкой я прошел
не наследил (Ее.). 6. Клокочет голос меди трудовой в
осенний полдень сумрачный и мглистый (Багр.). 7. Небо
раскрылось в вышине прозрачно-льдистое и голубое
(Фад.).
III. 1. На крик его явился смотритель заспанный (Т.).
2. Две барышни взволнованные подбегают к ней [Лю-
бочке] (Ч,). 3. Люди же изумленные стали как камни
(М. Г.). 4. Софья одетая лежала на кровати в своей ком-
нате в состоянии страшного никогда не испытанного с
такой силой смятения (Марк.).
Д л я с п р а в о к.
1. Как правило, обособляются распространенные определе-
ния, выраженные причастием или прилагательным с зависи-
мыми от них словами и стоящие после определяемого суще-
ствительного, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воз-
дух нежным ароматом (Ч.); Бледный свет, похожий на чуть раз-
бавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта (Па-
уст.).Не обособляются распространенные определения, стоящие
перед определяемым существительным и не имеющие добавоч-
ных обстоятельственных оттенков значения, например: За сто-
лом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод (Шол.).
Причастия или прилагательные одиночные или с зависи-
мыми словами, стоящие после неопределенного, определитель-
ного, указательного и притяжательного местоимений, не обо-
собляются, так как образуют одно смысловое целое с место-
имением, например: Ее большие глаза... искали в моих что-нибудь
похожее на надежду (Л.); Даша ждала всего, но только не этой
покорно склоненной головы (А. Н. Т.); Всем явившимся к врачу паци-
ентам была оказана помощь; Ваше написанное от руки заявление с
трудом удалось прочитать.
Не обособляются распространенные определения, стоящие
после определяемого существительного, если оно само по себе
в данном предложении не выражает нужного понятия и нужда-
ется в определении, например: Чернышевский создал произведе-
ние в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное
(Писарев) (сочетание создал произведение не имеет законченно-
го смысла).
Не обособляются также распространенные определения, если
по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказу-
емым, входя в состав последнего, например: Луна взошла сильно
багровая и хмурая, точно больная (Ч.). Море у его ног лежало без-
молвное и белое от облачного неба (Пауст.). Обычно это бывает
при глаголах д в и ж е н и я и с о с т о я н и я, выступающих
в роли знаменательной связи. Если же глагол этого типа сам по
себе выражает сказуемое, то определение обособляется, напри-
мер: Трифон Иванович выиграл у меня $ва рубля и ушел, весьма
довольный своей победой (Т.).
2. Часто обособляются два и больше одиночных определе-
ния, стоящих после определяемого имени существительного,
например: Настала ночь, лунная, ясная (Т.). Однако обособле-
ние двух нераспространенных определений обязательно только
тогда, когда определяемому существительному предшествует еще
одно определение, например: Мне очень обидно слышать эти рос-
сказни, грязные и лживые (М. Г.). При отсутствии предшествую-
щего определения два последующих одиночных определения
могут не обособляться, например: Под этой толстой серой ши-
нелью билось сердце страстное и благородное (Л.).
3. Обособляется одиночное определение, стоящее после оп-
ределяемого существительного, если оно имеет добавочное об-
стоятельственное значение, например: Молодому человеку, влюб-
ленному, невозможно не проболтаться (Т.) (то есть «если он влюб-
лен» или «когда он влюблен»).
Упражнение 238. Перепишите, ставя нужные знаки препи-
нания.
I. 1. Сопровождаемый офицером комендант вошел в
дом (Я.). 2. Сконфуженный Миронов поклонился в спи-
ну ему (М. Г.). 3. Веселый и жизнерадостный Радик был
вообще любимцем (Фад.). 4. Охваченный каким-то не-
ясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вы-
шел из дому (Я. О.). 5. Утомленные маминой чисто-
плотностью ребята приучились хитрить (Пан.). 6. Оглу-
шенный тяжким гулом Теркин никнет головой (Твард.).
II. 1. Окаймлен летучей пеной днем и ночью дышит
мол (Бл.). 2. И снова отсеченная от танков огнем залегла
на голом склоне пехота (Шол.). 3. Разбитый сном доб-
рался Григорий до конюшни и вывел коня на проулок
(Шол.). 4. Распластанные на траве сушились заслужен-
ные рубахи и штаны (Пан.).
III. 1. Я нашел его готового пуститься в дорогу (Я.).
2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал (Ч.).
3. Я прихожу к вечеру усталый и голодный (М. Г.).А. Она
пришла домой расстроенная но не павшая духом
(/. Ник.). 5. Он повернулся и ушел, а я расстроенный
остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Па-
уст.). 6. Ах ты миленький!
Д л я с п р а в о к. *
1. Распространенные или одиночные определения, стоящие
непосредственно перед определяемым именем существительным,
обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное зна-
чение (временное, причинное, условное, уступительное), на-
пример: Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин снача-
ла зашатался на месте, ничего не понимая (Купр.) (то есть «бу-
дучи оглушен»); Высокая, Леля и в стеганых одеждах была из-
лишне худой (Коч.) (то есть «потому что была высокой»).
2. Распространенное или одиночное определение обособля-
ется, если оно оторвано от определяемого существительного
другими членами предложения, независимо от того, находится
ли определение впереди или после определяемого слова, на-
пример: Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на зем-
лю (М. Г.); Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пше-
ничные нивы (Шол.).
3. Обособляется определение, относящееся к личному мес-
тоимению, независимо от степени распространенности и мес-
тоположения определения, например: Пораженный страхом, я
иду за матушкой в спальню (П.); Меня, мокрого до последней нит-
ки, сняли с лошади почти без памяти (Акс.). Не обособляются
определения при личном местоимении:
а) если определение по смыслу тесно связано не только с
подлежащим, но и со сказуемым (ср. п. 1 пояснений к упражне-
нию 237, например: Он выходит из задних комнат уже оконча-
тельно расстроенный (Гонч.); До шалаша мы добежали промокшие
насквозь (Пауст.);
б) если определение стоит в форме винительного падежа,
который может быть заменен творительным падежом, напри-
мер: И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме
бедного соседа (Л.), (ср.: видел его лежащим).
Упражнение 239. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Саша Бережнова в шелковом платье в чепце на
затылке и в шали сидела на диване (Гонч.). 2. Сила силь-
нее его воли сбросила его оттуда (Т.). 3. Офицеры в но-
вых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах
щеголяли по улицам и бульвару (Л. Т.). 4. Какая-то пол-
ная женщина с засученными рукавами и с поднятым
фартуком стояла среди двора (Ч.). 5. Сегодня она в но-
вом голубом капоте была особенно молода и внуши-
тельно красива (М. Г.). 6. Дед в бабушкиной кацавейке в
старом картузе без козырька щурится чему-то улыбает-
ся (М. Г.). 7. На румяном лице его с прямым большим
носом строго сияли голубоватые глаза (М. Г.). 8. Вдруг из
глубины души, как со дна моря, всплывает новая мысль
оставить все это (Нов.-Пр.). 9. Служитель тоже в белом
принял из рук Григория шинель (Шол.). 10. Мы все одер-
жимы одной страстью сопротивляться (Кетл.).
Для с п р а в о к. Несогласованные определения, выражен-
ные косвенными падежами существительных (чаще с предлога-
ми), обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими зна-
чение, например: Холоп, в блестящем убранстве, с откидными
назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное (Г)
Обычно обособляются подобные несогласованные опреде-
ления, если относятся:
а) к собственному имени, например: Из памяти не выходила
Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с
жалкой улыбкой и кроткими глазами (А. Н. Т.);
б) к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы,
с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Т.).
в) к названиям лиц по степени родства, по занимаемому по-
ложению, профессии и т. д., например: Вышла мать, в сиреневом
платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (М. Г.).
Обособляются несогласованные определения, если образу-
ют ряд однородных членов с предшествующими или последую-
щими обособленными согласованными определениями, напри-
мер: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной боро-
дой... (Т.).
Часто несогласованное определение обособляется для того,
чтобы его оторвать от ближайшего члена предложения (обычно
сказуемого), к которому оно могло бы быть отнесено по смыслу
и синтаксически, например: Маляр, в нетрезвом виде, выпил вме-
сто пива чайный стакан лаку (М. Г.).
Обычно обособляются несогласованные определения, вы-
раженные сравнительной степенью прилагательного, особенно
если определяемому существительному предшествует согласо-
ванное определение, например: Короткая борода, немного тем-
нее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Т.).
Обособляются несогласованные определения, выраженные
неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущер-
ба для смысла поставить слова а именно, например: Я шел к вам
с чистыми побуждениями, с единственным желанием - сделать
добро (Ч.); Была еще последняя надежда - с наступлением ночи
прорваться в степь (Фад.). В этих случаях ставится тире.
Упражнение 240 (повторительное). Перепишите, ставя, где
нужно, знаки препинания. Объясните их постановку.
I. 1. Как бедной мне не горевать! (Кр.). 2. Тронутый
преданностью старого кучера Дубровский замолчал и
предался своим размышлениям (П.). 3. Уверенный в при-
вязанности своей дочери Троекуров никогда не мог до-
биться от нее доверенности (П.). 4. Казак мой был очень
удивлен, когда, проснувшись, увидел меня совсем оде-
того (Л.). 5. Привлеченные светом бабочки прилетели и
кружились около фонарей (Акс.). 6. Крепко привязанные
к молодым дубкам добрые кони наши терпели страш-
ную пытку от нападения овода (Акс.). 7. Взъерошенный
немытый Нежданов имел вид дикий и странный (Т.).
8. Передо мной в синей долгополой шинели стоял ста-
рик среднего роста с белыми волосами любезной улыб-
кой и прекрасными голубыми глазами (Т.). 9. Остродумов
имел вид сосредоточенный и дельный (Т.). 10. Глаза сли-
пались и полузакрытые тоже улыбались (71)- И- Отчуж-
денный несчастьем своим от сообщества людей, он вы-
рос немой и могучий, как дерево растет на плодородной
земле (Т.). 12. Около полудня обыкновенно появляется
множество круглых высоких облаков золотисто-серых с
нежными белыми краями (Т.). 13. Идешь вдоль опушки,
глядишь за собакой а между тем любимые лица мертвые
и живые приходят на память давным-давно заснувшие
впечатления неожиданно просыпаются (Т.). 14. Алеша за-
думчивый направился к отцу (Дост.). 15. По пыльной до-
роге ведущей садами тянулись скрипучие арбы верхом
наложенные черным виноградом (Л. Т.). 16. Запряженные
в сохи и бороны лошади были сытые и крупные (Л. Т.).
17. Оленин был юноша нигде не кончивший курса нигде
не служивший промотавший половину своего состояния
и до двадцати четырех лет не избравший еще себе ника-
кой карьеры и никогда ничего не делавший (Л. Т.). 18. Я
часто находил у себя записки короткие и тревожные (Ч.).
19. Вечерние досуги не занятые писанием бумаг и реше-
ний он посвящал чтению (Кор.). 20. Над Ветлугой спусти-
лись сумерки синие теплые тихие (Кор.).
П. 1. Это было бледное крошечное создание напоми-
навшее цветок выросший без лучей солнца (Кор.). 2. Око-
ло него лежала маленькая котомка и коса без черенка,
обернутая в жгут из соломы аккуратно перекрученный
веревочкой (М. Г.). 3. Потом пришла весна яркая сол-
нечная (М. Г.). 4. Освещенное луной и перекрытое стран-
ными тенями падавшими на него от лохмотьев шапки
от бровей и бороды это лицо с судорожно двигавшимся
ртом и широко раскрытыми глазами светившимися ка-
ким-то затаенным восторгом было страшно жалко
(М. Г.). 5. Всегда насмешливый, часто резкий Варавка
умел говорить и вкрадчиво с дружеской убедительнос-
тью (М. Г.). 6. Месяц уже не желтый а серебряный, под-
нялся к самой верхушке тополя (Купр.). 7. Здоровые мо-
лодые сильные они подхватили почти подняли Антипа
на воздух и бросили на палубу (Сераф.). 8. Еще час тому
назад сильный и злой сейчас он слабо часто стонал
(А. Н. Т.). 9. Много виднелось стрелецких кафтанов крас-
ных зеленых клюквенных (А. Н. Т.). 10. Клокочет голос
меди трудовой над Азией песчаной и сухой над Афри-
кой горячей и кремнистой (Багр.). 11. В бузине сырой и
гулкой соловей ударил дудкой (Багр.). 12. Отрезанные от
всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду
(Фурм.). 13. Если бы он написал обо всем этом то полу-
чилась бы книга увлекательная и не похожая ни на что
в литературе (Пауст.). 14. Оскорбленный и потрясенный
шел Тарас по городу (Горб.). 15. Лошади вытянувшие
черные головы, и всадники согнувшиеся над ними
показывались на мгновение на белом фоне неба (Фад.).
16. Несколько раз таинственный и одинокий, появляет-
ся мятежный броненосец «Потемкин» на горизонте в
виду бессарабских берегов (Кат.). 17. В кухне молодая жен-
щина в платочке и калошах на босу ногу стояла на подо-
коннике и мыла окно (Пан.). 18. А театр осаждало люд-
ское море буйное напористое (Н. О.). 19. К концу января
овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые
сады (Шол.). 20. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое
ветром разгорелось со стонами и свистом (Полев.).

Обособленные и необособленные определения

А. Обособленные согласованные определения.

  • Обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного : Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково ; На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката .
  • Обособляются два или больше одиночных определения, стоящие после определяемого существительного, если этому существительному предшествует еще одно определение : Другой берег, высокий, гористый, был безлюдным . При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от степени их связи с определяемым существительным. Ср.: а) Настала ночь, лунная, ясная ; Люди, маленькие, черные, суетливо бегут мимо монументов ; б) Он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими, тяжелыми ; Он прожил жизнь долгую и трудную ; В стороне от богатых кварталов мы видели усталых людей с выражением безнадежности в глазах, с лицами хмурыми и печальными (в примерах второй группы имена существительные без определений при них самостоятельно не выражают нужного смысла).
  • Обособляется одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение : Мальчик, обиженный, покраснел (то есть «потому что обижен»); Люди же, изумленные, стали как камни («потому что изумлены»).
  • Обособляются распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря ; Всегда спокойный и рассудительный, Виктор не торопился с ответом; Удивленная, девочка ничего не могла сказать .
  • Одиночное обособленное определение несет на себе значительную смысловую нагрузку, по значению может быть приравнено к придаточному предложению , может иметь уточняющее значение : И через несколько минут уже шел дождь, проливной .
  • Обособляется определение, распространенное или одиночное, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится определение впереди или после определяемого слова): Управиться Дарья спешит... и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит ; Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались ; Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате ; Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы .
  • Обособляется определение, относящееся к личному местоимению , независимо от степени распространенности и местоположения определения: Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках...; Меня, усталого и замученного трудной дорогой, напоили чаем и уложили спать; Удивленный и обиженный, я замолчал . Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях типа: Ах ты глупенькая! О я бестолковый!

Б. Обособленные несогласованные определения.

  • Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами), обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение : Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова... ; Это была стройная, немного сухощавая, девушка, с умными карими глазами на бледном, длинноватом лице .
  • Чаще всего обособляются несогласованные определения при собственном имени и при личном местоимении : Иванов, с шапкой на голове, стоял рядом; Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого .
  • Несогласованные определения обособляются, если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями: Мой спутник, худой, высокий, с горбатым носом и обвисшими усами, злой и голодный, молча шагал рядом .
  • Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного , если определяемому существительному предшествует согласованное определение: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой .
  • Обособляется с помощью тире несогласованное определение, выраженное неопределенной формой глагола , если перед ним можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно» : Каждый из них поставил перед собой благородную цель — служить обществу .

В. Необособленные согласованные определения.

  • Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения , не обособляются, так как образуют одно целое с предшествующим местоимением: Мелькнуло что-то махавшее светлыми крылышками; Вошел некто похожий на военного .
  • Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота: Все явившиеся на экзамен студенты были хорошо подготовлены; Нужно выучить эти написанные на доске слова .
  • Не обособляются распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения): Дарья Александровна стояла среди разбросанных по комнате вещей .
  • Не обособляются распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, если последнее само по себе в данном предложении не выражает нужного понятия и нуждается в определении: Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный (сочетание «приняла вид» не имеет смысла , приняла вид достойный и обиженный — сказуемое ); Нас встретил мужчина молодой и приятной наружности .
  • Не обособляются также распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым , входя в состав сказуемого: Люди шли совершенно промокшие, озлобленные . Обычно это бывает при глаголах движения и состояния, выступающих в роли знаменательной связки.
  • Не обособляются определения, выраженные сложной формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного , так как она не образует оборота и выступает в функции единого члена предложения: Нужны сведения более точные; Получены сведения самые точные .источники:

Упражнение на тему «Обособление определений»

Задание: укажите номера предложений, где необходимо обособить определения.

1. Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении тоски.
2. По небосклону высокому и прозрачному поднимался золотой шар солнца.
3. Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
4. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.
5. У околицы горит распахнутое в небо окошко.
6. Перед нами раскрывалась поражавшая своим видом панорама.
7. Пугачев верный своему обещанию приближался к Оренбургу.
8. Взволнованный и усталый я бросился в кресло.
9. Он внимательно читал написанное мелким почерком письмо.
10. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти.
11. На столе лежали собранные мальчиком камешки и ракушки.
12. Покрытая желтым абажуром лампа освещала комнату.
13. Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем.
14. Науки чуждые музыке были чужды мне.
15. Под ногами похрустывает пахнущий влагой мартовский снег.
16. Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться старых деревьев.
17. Не прекращающийся несколько дней снегопад ограничивал видимость.
18. За синими морями забытый он угасал один.
19. Третью неделю лил дождь упорный и беспощадный.
20. Подвешенный на сучок сосны электрический фонарик освещал лица детей.
21. Сосновыми иголками был усыпан отсыревший с рассветом песок.
22. Сердитый на вид он был добряк в душе.
23. Капли росы еще не успевшей высохнуть сверкают на листве.
24. Тишина прерывалась долетавшими издалека звуками песни.
25. Черные глаза серьезные и пронизывающие смотрели на меня.
26. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.
27. Утомленный ходьбой по болоту забрел я в сарай и заснул глубоко.
28. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная голубым светом расширилась.
29. Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
30. Выросший в нищете и голоде Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.