Медведева убирают с поста. Кремль прокомментировал петицию об отставке медведева

Премьер-министр не появляется на публике, а президент может пересмотреть пенсионную реформу. Связано ли это, а если да, то как?

Куда пропал председатель российского правительства Дмитрий Медведев - его не видно уже девять дней, жив ли он, здоров ли и не является ли такое исчезновение признаком скорой отставки? Об этом неожиданно в один голос заговорили и в блогосфере, и даже в классических медиа. Слишком много вопросов накопилось, порой весьма резких. В итоге, как говорит источник, близкий к аппарату правительства, пресс-службе премьера пришлось оперативно выдать объяснение, которое, правда, мало кого устроило.

По официальной версии, Дмитрий Медведев получил спортивную травму. Но непонятно когда именно и даже в каком виде спорта. Если проследить за активностью главы правительства по сайту кабинета министров, то выясняется, что Медведев 14 августа вроде бы встречался с врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым. После этого момента речь идет только о рассылке официальных телеграмм и публикациях в соцсетях.

Не было главы правительства даже на заседании Совета безопасности РФ, которое прошло 22 августа в Сочи под председательством Владимира Путина. Главной темой тогда, скорее всего, была российская реакция на новые американские санкции, а также обсуждение итогов встреч самого президента в ЕС, то есть вопросы, прямо затрагивающие деятельность правительства. Конечно, Владимир Путин всегда может «накоротке» обсудить все с Дмитрием Медведевым, но все же отсутствие второго лица в государстве на таком важном совещании - это явно дурной знак для любого чиновника или политика, даже если он в отпуске. А председатель российского правительства, судя по всему, даже не на больничном, несмотря на травму. И все равно - пропал с радаров.

Кстати, пропадают российские лидеры с завидной регулярностью. Сам Дмитрий Медведев уже исчезал из поля зрения СМИ и публики в 2017 году, после публикации антикоррупционного расследования Алексея Навального, направленного лично против премьера. Что касается главы государства Владимира Путина, то он вообще исчезает с завидной регулярностью. Например, СМИ долго искали его накануне мартовских выборов главы государства. Ходили слухи , что он уехал собраться с мыслями. Годом раньше, в 2017-м, глава государства также пропадал на несколько дней, причем тогда его исчезновение выглядело еще таинственнее .

Что же теперь скрывается за «спортивным» недугом Дмитрия Медведева, который выключил его из политической жизни? Ходят, например, слухи, что премьер чуть ли не в бункере разрабатывает какой-то страшный ответ на американские санкции. Другой слух, еще менее достоверный, гласит, что Медведев, напротив, поехал на какие-то тайные переговоры или консультации, то ли с противниками, то ли, наоборот, - с союзниками России. По поводу, разумеется, все того же противостояния с Вашингтоном. Слух этот так нелеп, что люди, придерживающиеся этой версии, не могут даже внятно объяснить, зачем нужно окружать подобные визиты такой таинственностью.

В свою очередь, источник, близкий к администрации президента, говорит, что глава правительства мог последовать примеру главы государства и перед принятием некоего стратегически важного решения уехать, что называется, на богомолье. Вопрос только в том, что это за решение. Вряд ли премьер настолько уверен в себе, что считает, что может единолично решать стратегические вопросы. То есть о пересмотре пенсионной реформы речь не идет.

Тем более что ходят слухи, которые уже просочились и в СМИ, будто президент на следующей неделе в ходе своей поездки по регионам сам сделает некое судьбоносное заявление по теме изменения возраста выхода на пенсию. Социологи и слухмейкеры в один голос говорят о том, что, скорее всего, глава государства смягчит вариант реформы, предложенный правительством. Слишком велико недовольство.

В то же время, большинство комментаторов не верят, что речь может идти о возможной отставке Медведева из-за все той же пенсионной темы. Конечно, почти все лето ходили слухи, что именно это и случится. Мало того, накануне его назначения премьером были разговоры о том, что это «правительство смертников», и уже осенью, после проведения основного блока непопулярных реформ, Кремль «сольет» и премьера, и его нынешних министров.

Но все же для большинства это звучит слишком уж радикально. Что касается тех немногих, кто верит в возможность отставки Медведева, то они вспоминают победоносное выступление главы Счетной палаты Алексея Кудрина на слушаниях в Госдуме по пенсионной реформе 21 августа, то есть уже после исчезновения премьера с радаров. Он говорил о своих заслугах, напоминал, как хорошо было состояние экономики в ту пору, когда ему довелось быть вице-премьером и министром финансов. Так что если вдруг Медведева и заменят - то кандидат-фаворит вроде бы известен.

Кстати, сторонники версии об отставке премьера вспоминают также, что как раз после летних каникул Белый дом вроде бы собирается покинуть одна из самых верных соратниц главы правительства, его пресс-секретарь Наталья Тимакова. «Может быть, она уже в начале лета что-то знала?», - задаются вопросом слухмейкеры.

Иван Преображенский

Одним из обязательных последствий президентских выборов в 2018 году и вступления избранного президента на новый срок в мае стал роспуск прежнего состава правительства России. Такое требование содержит конституция страны, и правительство не могло не быть распущено. В данный момент формируется состав нового правительства, и пока известны только те, кто должен будет занять в кабинете министров высшие посты. В частности, для некоторых стало сюрпризом, что премьер-министром снова становится Дмитрий Медведев, который занимает этот пост с 2012 года. Хотя никакого особенного сюрприза, на самом деле, нет. Почему Дмитрия Медведева не отправили в отставку с премьерского поста после выборов, как того хотелось многим россиянам, в чем возможные причины такого решения президента.

Решение о том, кто станет премьер-министром, в России принимает президент

Первое и главное, что мы должны отчетливо понимать, рассуждая о том, почему премьера Медведева не отправили в отставку — решение о кандидатуре главы правительства принимает президент страны, и у него есть свои собственные соображения на этот счет.

В тот момент, когда президент Путин решает, оставить ли Дмитрия Медведева на премьерском посту, он меньше всего думает о том, какое мнение по этому поводу есть у простых россиян.

Разумеется, мы не можем забраться в голову президента, чтобы узнать все причины того, почему именно Медведев является для него оптимальным вариантом в качестве премьер-министра. Тем не менее, некоторые причины вполне понятны, о них в том числе говорят те, кто лично знает президента, давно наблюдает за ним и представляет себе ход его мыслей.

Причина первая — премьер-министр потенциально может стать и.о. президента

По конституции России именно председатель правительства является вторым лицом в государстве и тем человеком, который в определенных случаях может стать исполняющим обязанности главы государства.

Напомним, что в первые месяцы 2000 года сам Владимир Путин был и.о. президента, когда в отставку подал его политический отец Борис Ельцин.

С одной стороны, вроде бы нет поводов думать о таких, например, вещах, как тяжелое заболевание, необходимость передачи власти на время операции и т.п. С другой стороны, никто ни от чего не застрахован, в том числе и от каких-то ЧП. И действующему президенту желательно, чтобы его в какой-то крайней ситуации заменил бы человек, которому он полностью доверяет.

Причина вторая — благодарность за 2008-2012 гг.

Как бы ни относились к правлению Медведева как президента в 2008-2012 гг. его недоброжелатели и даже сам президент Путин, для действующего главы государства важно то, что Медведев, формально получив более высокий пост, оставался тогда полностью лояльным ему. А главное — в 2012 году он беспрекословно передал высший пост обратно, похоронив свои политические амбиции. И сделал он это невзирая на определенную поддержку в элите, часть которой хотела второго срока для Медведева.

Разумеется, президент Путин хорошо помнит и ценит ту личную преданность, которую продемонстрировал его давний петербургский товарищ Медведев.

И эта причина неразрывно связана с первой — вторым человеком в стране остается не только тот человек, которому президент доверяет, но и человек проверенный.

Причина третья — Медведев является отличным громоотводом

Дмитрий Медведев как премьер-министр является прекрасным громоотводом для народного недовольства упавшим уровнем жизни. В то время, как по факту отвечает за это глава государства, в том числе сделавший многое для того, чтобы страна попала под санкции развитых государств мира, а уважение и доверие к России в мире опустилось до низшей точки, внутри страны он благодаря этим же действиям выглядит героем.

В то же самое время люди редко связывают прямые последствия от героических шагов Владимира Путина на внешней арене с его именем. В их сознании виноват глава кабмина.

Это довольно нехитрый ход, но он работал во все времена и продолжает работать сегодня. Немного нелепый и слегка простоватый имидж Медведева делает его отличным исполнителем этой роли.

Причина четвертая — Медведев должен остаться, потому что многие требуют его отставки

Весной 2017 года персона Дмитрия Медведева находилась в прицеле внимания многих миллионов россиян, а тысячи людей требовали его отставки на улице, участвуя в митингах по всей стране. Поводом этому стало большое расследование, которое опубликовал в начале года Алексей Навальный. В том расследовании главный критик российской власти обвинил Медведева в масштабной коррупции и грандиозных взятках, которые глава кабмина якобы получал через подставные фонды.

Известно, что президент Путин принципиально “не поддается на давление” и не делает ничего по чьему-то требованию. И обвинения, подобные тем, что были выдвинуты против Медведева, укрепляют позиции любого чиновника, кто бы им ни был. Если бы расследования Навального не было, Медведеву для укрепления своей позиции в элите стоило бы его придумать самому.

Причина пятая — реальная власть в стране остается за президентом

И это немаловажная причина. С точки зрения того, какая политика проводится российской властью внутри страны и за ее рубежами, неважно, кто является премьер-министром. От этого не изменится ничего.

Даже если забыть о том, что президенту России напрямую подчиняются министры силовых правительств, стоит обратить внимание, что экономические совещания членов правительства всегда проходят при участии Путина. Правительство в России довольно не самостоятельный орган, и от главы кабинета требуется в первую очередь личная лояльность президенту, а только потом — профессионализм.

Вопрос того, кто будет премьер-министром после выборов, во время самих выборов никем не ставился. Три четверти проголосовавших россиян поддержали кандидатуру Владимира Путина, не задавая никаких вопросов о том, что он будет делать в ближайшие годы. Тем самым они авансом поддержали все его решения, в том числе и по поводу кадровых назначений. А значит, удивляться тому, почему Медведева не отправили в отставку после выборов, этим людям не стоит.

В Кремле пока не ознакомились с петицией об отставке Дмитрия Медведева с поста премьера, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. За последние сутки на Change.org появились две петиции об отставке премьера

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)

В Кремле пока не ознакомились с петицией за отставку главы правительства Дмитрия Медведева, появившейся на сайте Change.org. Об этом заявил в четверг журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос журналистов, передает корреспондент РБК.

«Нет, мы еще не знаем об этом, не думаю, что требует какой-то реакции», — заявил Песков.

На сайте Change.org 4 августа появилась петиция с требованием отправить в отставку премьер-министра России Дмитрия Медведева. Авторы петиции отмечают, что «кабмин должен возглавлять компетентный, образованный, радеющий за страну человек». «Рыба гниет с головы, может отсюда «эффективность» работы министерств?!» — сказано в петиции. На данный момент ее подписали свыше 5 тыс. человек.

3 августа на Change.org также появилась петиция , призывающая Медведева извиниться перед учителями и уйти в отставку. «По его оскорбительной логике получается, что если у учителя есть призвание, то он может и вообще​ бесплатно работать. Отличное оправдание своей собственной бездарной работы», — пишет автор петиции и призывает президента России отправить Медведева в отставку. «Также считаю, что Медведев своими высказываниями о нехватке призвания оскорбил всех учителей России, поэтому должен извиниться перед ними», — говорится в петиции. Эту петицию на момент написания заметки подписали около 1,5 тыс. человек.

В минувший вторник Медведев во время общения с участниками форума «Территория смыслов» заявил, что учителя, которые недовольны своими зарплатами, . Заявление последовало после того, как один из участников форума — преподаватель — поинтересовался, почему учителя получают по 10-15 тыс. руб., а сотрудники силовых органов — более 50 тыс. руб.​

«Меня часто об этом спрашивают. И по учителям, и по преподавателям — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю», — сказал Медведев преподавателю, задавшему вопрос.

Песков также ответил на вопрос журналистов, имеются ли сложности с повышением зарплат педагогов, заданный в контексте высказываний Медведева. «Ситуацию в данном случае обобщать нельзя, от региона к региону ситуация разная. Мы знаем, что в некоторых регионах действительно критерии по учителям пока не удается соблюдать, но работа ведется», — сказал Песков (цитата по ТАСС). Он подчеркнул, что критерии, установленные майскими указами, «никто по состоянию на сегодня не пересматривал и не менял». При этом пресс-секретарь президента отметил, что ситуация в разных регионах год от года может меняться в разную сторону. Президент отслеживает данную тему, заверил он.

Накануне Песков комментировал публикацию газеты Financial Times, в которой после выборов в Госдуму. Речь идет о колонке Тимоти Эша , вышедшей в издании 1 августа. В ней автор, в частности, прогнозирует возможную отставку Медведева с поста премьера. «Упражнения на тему грядущей отставки правительства — они не новые. Мы знаем, что с завидным постоянством все гадают на кофейной гуще», — сказал Песков, добавив, что «это настолько постоянная спекуляция, что она перестала восприниматься как заслуживающая внимание информация».

Число политических активов со знаком «минус» растет незапланированным темпом.

Начнем, однако, с первого. Действительно ли Медведев стал бременем для режима?

В этом нет сомнения. Взволновавший его опрос «Левада-центра» (за отставку 45% опрошенных, против — 33%) по всем основным параметрам, в том числе и по раскладам ответов на другие вопросы, очень близок к сведениям из еженедельных отчетов околокремлевского ФОМа. Все «медведевские» индикаторы ухудшаются там с каждым новым замером, а доля тех, кто полагает, что премьер «плохо работает на своем посту» с середины апреля превышает число тех, кто считает, что «хорошо».

Медведев никогда не воспринимался нашей публикой как самостоятельная фигура. Он светил отраженным светом, и колебания индексов его популярности всегда следовали за колебаниями таковых у Путина. Возможно, это и сейчас так. Путинские индексы тоже снижаются. Но они все-таки остаются в плюсовой зоне, а медведевские съехали в минусовую.

Реакция премьера на видеоролик «Он вам не Димон» подтвердила отсутствие у него какой-либо политической квалификации да и просто способности держать удар. Еще недавно универсальная беспомощность главы правительства создавала для Путина атмосферу комфорта, но сегодня желательно, чтобы люди его круга показывали народу другие качества. Надежды, что Медведев их обретет, нет ни малейшей. Он стал явным политическим обременением, которое при сильном желании можно, конечно, нести и дальше, но логичнее было бы сбросить с плеч.

Однако логика высочайших решений не может быть такой прямолинейной.

Кем заменить Медведева? Другой подставной персоной? Но премьеры калибра Михаила Фрадкова выглядели чем-то нормальным совсем в другие времена. Реакция снизу, да и не только снизу, на кого-нибудь странного и слабого сейчас совершенно непредсказуема, и вместо разрядки может еще и усилить напряжение.

А возведение в премьеры человека, воспринимаемого, как сильная фигура, слишком похоже на назначение наследника. Так, по крайней мере, это поймут и даже, пожалуй, истолкуют как важнейшее стратегическое решение Путина за последние десять лет. Тоже рискованно и не увеличивает комфорт.

Можно, разумеется, выбрать золотую середину, и поставить первым министром какого-нибудь технократа, запрограммированного на так называемые непопулярные меры, с тем, чтобы потом порадовать народ его позорным изгнанием. Но события могут запросто выйти из-под контроля. Система заржавела и способна посыпаться от любой встряски.

Не менее важна и судьба так называемого медведевского правительства. «Так называемого», потому, что это не одна структура, а несколько ведомственных альянсов, и руководит ими совсем не Медведев, а частично Путин, частично же они действуют в автономном режиме — как по собственному разумению, так и в интересах конкурирующих лоббистских команд.

Но хотя премьер — лишь символ правительства, его политическое исчезновение поставило бы под вопрос все эти переплетения амбиций, устоявшиеся практики управления и с таким трудом достигнутые балансы.

Хочет ли, например, Путин, чтобы пал «экономический блок» (Минфин, МЭР и сопутствующие ведомства, которые, хоть и со скрипом, но работают в одной связке с номинально не входящим в правительство Центробанком)? Ведь он идейно к ним близок, пусть и не по всем пунктам. Знатоки экономической истории не зря опознают в Путине стихийного приверженца меркантилизма. Была такая доктрина в прошлые века, которая предписывала накапливать в казне денежные резервы, препятствовать импорту товаров, опираться на государственный бизнес и не допускать крупного превышения расходов над доходами.

Представления «экономического блока» о том, что желательно было бы делать, несколько более изощренны, но на деле он проводит именно такой курс. Который нравится вождю, но не особо популярен в придворных кругах, где многие магнаты чувствуют себя обделенными, и при этом все сильнее раздражает народ, поскольку бремя режима экономии перевалили на него.

Говорят, что «Единая Россия» на первомайских мероприятиях будет восхвалять Путина, выразительно умалчивая и о Медведеве, и о правительстве, а работающие с ней на пару казенные профсоюзы станут шельмовать «экономический блок». Подвешенное состояние зицпремьера уже безо всякой отмашки свыше вовсю используется борцами за лакомые места в исполнительной власти.

Возвышая в давние времена этого малозначительного человека, Владимир Путин, конечно, не предполагал, что система стихийным порядком превратит его в важнейший свой узел, замена которого обещает столько проблем, и притом в самое неподходящее время.

Сергей Шелин

«В этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать - такова неумолимая логика истории». Это не покаяние Д. Медведева. Это фигура речи, которую он использовал пять лет назад в своем первом выступлении в Госдуме в роли премьера: как бы шутка - будучи президентом, придумал ежегодный отчет правительства в парламенте, но не думал, что будет сам его представлять.

Правительству Д. Медведева осталось работать не больше семи месяцев. Если его досрочно не отправят в отставку, то после президентских выборов оно обязано сложить полномочия. В любом случае итогового самоотчета о работе высшего исполнительного органа государственной власти мы, скорее всего, не дождемся. Конституцией он не предусмотрен, а его работодатель сам всё знает.


По социологическим замерам, правительство не пользуются абсолютным доверием. Статистике верят больше. До 100 процентов граждан. По данным Росстата.

Субъективные оценки есть у каждого гражданина. У нас на глазах функции исполнительной власти очень часто вынужден исполнять лично президент, передавая, например, главам регионов обращения граждан, поступившие на прямую линию. Напомним - их более 2,5 миллиона. А почему не федеральному правительству, раз у нас в стране система исполнительной власти вертикальная, - вопрос риторический.
Ну, а если Д. Медведев вновь возглавит правительство? Вероятно, у него сохранится особенность постоянно рассказывать, в каких непростых условиях приходится работать: всё, что делается - впервые в истории, объективно вынужденно, но единственно верно.
Если писать учебник новейшей истории страны по Медведеву, на основе его оценок, то ближе всего к авторскому оригиналу будут выдержки из официальных ежегодных конституционных отчетов правительства Государственной думе.

Выступая с правительственным отчетом в Госдуме в апреле 2014 года, то есть через два года после старта начальствования, премьер, видимо, так и не выйдя из роли президента, привычно «открыл» депутатам и народу глаза на нестабильность мировой экономики, на недружественность политики ведущих стран, на собственные структурные ограничения. Но тут же «воодушевил»: политика правительства - это продуманная и выстроенная система действий, поэтому мы не будем метаться из стороны в сторону и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики. А санкционные последствия будут минимизированы. Нынешняя ситуация для государства - это хорошая возможность повысить эффективность нашей деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве. Специфика же России экономики не касается. Она проявляется только в национальном самосознании, в ценностных ориентирах, но законы экономики остаются общими (запомним это - А. М.), поэтому будем без истерик продолжать следовать выбранной экономической стратегии.

Прошло всего двенадцать месяцев, но Д. Медведев уже не вспоминает при очередном правительственном отчете в Госдуме в 2015 году свои прежние слова:
а) о хорошей возможности повысить эффективность работы;
б) о создании новой основы экономики с опорой на собственные силы.

О том, как и каким образом он и правительство реализовали эти возможности, что придумали в отношении новой основы экономики. Как реализовали идеи типа чучхе.

Напротив, нагнетает ситуацию. «Впервые за всю историю России после распада Советского Союза, а в чем-то и вообще за всю историю России XX века, и в советский, и в постсоветский период, наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков - резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления». Санкционный ущерб России приблизился к 25 млрд евро, это полтора процента ВВП, а в 2015 году он может увеличиться в несколько раз.

И тут же, буквально, через пару абзацев - оптимистичное самоопровержение: в 2009 году мы испытали гораздо более серьезные проблемы. И предупредил: дальше может быть и хуже, - но не пояснил, хуже чего. Главное - в новой реальности всем нужно будет научиться работать.

Прошел еще один год. 2016 год. Опять отчет перед депутатами. Чему научились?

Нет ответа. Опять риторика о беспрецедентной ситуации для истории, о жестком шоке для нашей экономики. Но уже апелляция к мировому опыту: «К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика». И главное - плохая предсказуемость глобальных рынков, которые теперь всё больше подчиняются политическим законам, а не законам экономики (вспомнили? - А. М.).

Наконец, апрель 2017 года. Вновь ежегодный отчет правительства в Госдуме.

Премьера не узнать. Он уже на коне: «Мы по-новому осознали возможности». И бравада: хотя нас и санкциями продолжали давить, и нефть была дешевой - мы вступили в конкурентную борьбу за лидерство на внутреннем и внешнем рынке. И наша экономика развивается.

Аргументы? Пожалуйста. Два крупнейших рейтинговых агентства «большой тройки», я имею в виду Fitch и Moody"s, за последние полгода изменили прогнозы экономики России с негативного на стабильный, а еще одно - S&P - подняло его до позитивного, и уже к концу года Россия может вновь вернуться в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Далее.
Каждый из
своих отчетов премьер предваряет статистикой правительственного законотворчества, ежегодно измеряющегося сотнями законопроектов. Как будто достраивает законодательную кирпичную стену, и надо успеть доложить еще пару сотен километров.
В последний раз он похвастался проектами, «которые призваны повысить качество судебной экспертизы, борьбы с кибератаками, снизить число пробок, сделать движение безопасным, а также один из очень важных законопроектов - «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве…».

Еще Д. Медведев очень любит «украшать» концовку своих отчетов.

Цитирует П. Столыпина: «Страны, которым наносились сильные удары, показывали живучесть только тогда, когда брались с большой энергией и охотой за дело своего обновления», С. Муромцева: «Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины», вновь П. Столыпина: «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права нашей страны - быть сильной».

Но самое интересное заключается в том, что премьеру так понравилось изречение Суворова, что захотелось обязательно процитировать его, даже и переврав при этом. По его словам, Александр Васильевич сказал: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, мы, жители России, всё одолеем». Точная же цитата - «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем» (Суворов А.В. Письма / Изд. подгот. В.С. Лопатин; отв. ред. В.А. Самсонов. М.: Наука, 1986).

«Мне всё можно».

А теперь - по существу.

Хотел того премьер или нет, но оценку его правительству по стечению обстоятельств дали многие его современники и сотоварищи в своих интервью и публикациях в СМИ.

В Никитском клубе основной докладчик по теме 25-летия рыночных реформ в России - О. Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-банка», авторитетно утверждал, что замедление экономического роста началось не в 2014 году, как утверждал Д. Медведев, а шло весь 2012 год от квартала к кварталу. Примерно со второй половины 2013 года инвестиции в основные активы расти перестали, то есть до шока 2014 года. Шок просто усугубил уже начавшееся нарастание проблем российской экономики.

В 2014-2016 гг. правительство не включило механизмы наращивания и стимулирования экспорта, поскольку внутренние затраты, по сравнению с конкурентами за рубежом, существенно сократились. Если экспорт наращивается, это дает возможность преодолеть ограничения по внутреннему спросу и поддержать инвестиции.

Не был использован и вариант поддержки спроса посредством фискального стимулирования - то, что Россия делала в 2008-2009 гг., используя резервные фонды.

Третий неиспользованный способ - дерегулирование предпринимательской деятельности и мобилизация притока частного капитала. Более того, власти почему-то выдвинули лозунг импортозамещения, то есть, по сути, призвали создавать то, что уже умеют и лучше делают в мире, но в рамках замкнутой российской экономики.

В. Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», член Высшего совета партии «Единая Россия» (а теперь - Секретарь Общественной палаты России) на другом форуме по одноименной теме заявил, что существует очень серьезный разрыв между тем, что делается на уровне федеральной власти, и тем, что происходит в регионах. Во многих субъектах наблюдается положительная динамика в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, однако позитивный рост не отражается на федеральном уровне, потому что к принятию решений подпускают определенную узкую группу лиц. Это проблема элит, проблема отсутствия коммуникации.

Т. Голикова, председатель Счетной палаты России, на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» мягко, корректно, но для понимающих - вынесла приговор вскоре уходящему в отставку правительству: «Постоянное расширение состава используемых программно-целевых инструментов (федеральные и ведомственные программы, госпрограммы, приоритетные проекты) повышает риски параллельного осуществления мероприятий по близким целям, ограничивает возможности концентрации ресурсного обеспечения на наиболее приоритетных сферах».

И проиллюстрировала это примером из сферы образования. По приоритетному проекту предстоит создать 47 тыс. ученических мест, по госпрограмме - 98 тысяч, а по самостоятельной программе по созданию мест в школах - более 680 тыс. мест (в своем отчете премьер сообщил, что сохраняется намерение к 2025 году создать 6,5 млн ученических мест. Но в ходе ответов на вопросы был вынужден сообщить, что и в этом году больше, чем на 170 тыс. мест, не выйдут).

Т. Голикова напомнила, что правительственная декларация о перезагрузке госпрограмм так и осталась декларацией.

По мнению А. Кудрина, президентские майские указы - главное, за что ответственно правительство и что реально касается благосостояния граждан и социально-экономического развития страны, - выполнены только наполовину, хотя выпущены они были в мае 2012 года.

По точному выражению профессора А. Мельвиля, профессия политика - в отличие от политического аналитика - по определению требует умения жестко устанавливать цели и средства их достижения. Мышление профессионального политика, как правило, векторное и линейное: ресурсы и воля мобилизуются для достижения поставленного плана, разумеется, с учетом наличных и возможных препятствий и противодействий.

Для оценки часто используется и так называемый квадрат Наполеона. Дарования настоящего полководца тот сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте.

Д. Медведев: «На заседании правительства мы утвердили основные параметры федерального бюджета (на 2018 год - А.М.). Теперь переходим к более детальному бюджетному планированию. Есть целый ряд предложений от министерств, от регионов, есть своя позиция у наших коллег из Государственной думы и Совета Федерации, поэтому нужно найти согласованные, взвешенные решения, исходя из наших реальных финансовых возможностей».

Как же это возможно? Зачем эта демагогическая демократия? Не нужен даже квадрат Наполеона, действуй по закону!

Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти в сфере экономики «прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики».

Формально федеральный прогноз социально-экономического развития есть, но, судя по всему, он уже устарел. Есть Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года в их новой редакции, утвержденной правительством РФ 14 мая 2015 г. Но там лишь однажды используется выражение «приоритетные отрасли экономики»: «В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации».

Какие отрасли экономики были и есть в приоритете?

В 2015 году в число приоритетных отраслей экономики вошли сельское хозяйство, обрабатывающие производства, химическое производство, машиностроительный комплекс, жилищное строительство, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды и других ресурсов.

В 2016 г. фокусом для господдержки, по словам А. Дворковича, стала автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

На 2017 год, как писала газета «Коммерсантъ», со слов нового министра экономразвития М. Орешкина, пришлась выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад, так как в антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям. И министр назвал эти отрасли - автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность.

Получается, что либо министр путает отрасли, либо автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность действительно превратились из растущих отраслей в отрасли, испытывающие значительный структурный спад. Правда, Д. Медведев поправил министра - не сельское хозяйство, а сельскохозяйственное машиностроение.

Теперь понятно, что при такой ежегодной смене приоритетов ни разработать программы, ни реализовать их невозможно.

В интервью «Московского комсомольца» с Т. Голиковой сообщается об общественном шоке от последнего отчета Счетной палаты. Общая сумма выявленных в прошлом году нарушений и недостатков составила 965,8 млрд рублей. Почти триллион. Это целый железнодорожный состав, груженный банкнотами номиналом 1000 рублей, или 2500 вагонов, забитых купюрами по 100 рублей. Годовой бюджет нескольких стран.

Система госуправления сильно раздута. Численность госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти растет ежегодно, а в 2016 году увеличилась на 5,6%. В Минфине доля руководства в штате вместо 10% составила 48,4%, то есть 744 единицы. На практике это означает, что более чем трети сотрудников таким образом повысили денежное содержание.

Классический функционал министерств, который связан с нормативным регулированием, с правильным созданием механизмов управления, подменяется хозяйственными функциями, функциями управления ресурсами. Это один из ключевых вопросов.

Отчетность 40 министерств и ведомств признана недостоверной. По итогам проверок количество возбужденных уголовных дел выросло в три с половиной раза.

В решении социально значимых вопросов фактор справедливости играет ключевую роль, но о нем всегда забывают. Оптимизация в здравоохранении оказалась бездумной. Доступность медпомощи в конкретных населенных пунктах страдает. Из государственной системы здравоохранения в 2016 году ушли 2 тысячи врачей и 18 тысяч медсестер и фельдшеров.

В России стало на 2 миллиона больше бедных, и теперь их 22 миллиона. В этом году Счетная палата четырежды направляла представления в прокуратуру по поводу высоких зарплат сотрудников госкорпораций. В одном из случаев выяснили, что вознаграждение одного из топ-менеджеров крупной структуры - 365 миллионов.

Все эти проблемы скорее от некомпетентности, - так считает Т. Голикова.

В. Полтерович, заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН, сообщил, что к моменту назначения Д. Медведева председателем правительства, к 2012 году, российский ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял 49% от аналогичного показателя Соединенных Штатов. Никогда Россия на таком высоком уровне не была.

К 2017 году, по данным ОЭСР, российский ВВП на душу населения составил только 40,5% от американского показателя. При этом этот показатель был рассчитан по новой методике, включающей дополнительно интеллектуальную собственность, производные финансовые инструменты, расходы на НИОКР и вооружение. Иначе говоря, по методике, увеличивающей этот показатель.

Нет сомнений, что санкции и другие внешние обстоятельства оказывают очень серьезное влияние на экономическую ситуацию в стране. Это мы понимаем и принимаем как объективную реальность.
Но придумывать-то зачем?

Как квалифицировать итоговые слова Д. Медведева, что благодаря усилиям правительства сейчас ситуация гораздо лучше, чем годом раньше, если по информации ОЭСР (на основе данных, предоставленных нашим правительством) российский ВВП на душу населения уменьшился за год на 495 долларов США, а по информации Всемирного банка - на 540 долларов США? Это наиболее точная характеристика, определяющая уровень экономического развития, а также рост экономики.

Для Д. Медведева этот критерий не существует вовсе. Цитирую: «Поскольку я отчитываюсь о результатах, хочу специально отметить, что самый главный, наверное, из результатов - увеличение продолжительности жизни: с 2006 года (почему мы берем 2006 год? Потому что именно в тот период мы начали реализовывать первый национальный проект) она выросла на шесть лет и достигла почти семидесяти двух лет - это самый высокий показатель за всю историю страны!»

На самом же деле этот пример доказывает только отсутствие управляемой связи между увеличением продолжительности жизни и работой правительства. Ведь правительству было поручено обеспечить достижение показателя в 74 года к началу 2018 года - майским (2012 г.) указом президента. Не исполнено. И не может быть исполнено так, как работало правительство.

А. Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», считает, что сейчас совершенно очевидно, что любое сколько-нибудь открытое обсуждение деятельности нашего уважаемого правительства приведет к его немедленной отставке. А никакой отставки нет ровно потому, что нет открытого обсуждения. Так что, вероятно, можно ждать новых цитат.
Черный квадрат - он и есть черный квадрат.

Подпишитесь на нас